Н А В И Г А Ц И Я

ПОПУЛЯРНОЕ

Пианино на планшет

Magic Piano - это просто шедевр среди всех имеющихся симуляторов ... Далее

Красное пианино

Девочке купили красное пианино, но в магазине предупредили, что ... Далее

Смотреть пьеса для механического пианино

Описание: Мишель Платонов в юности был умен, смел, подавал большие надежды ... Далее

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

«Ф. Шопен Марш На Пианино» 1 песня слушать ...

Акустические пианино Bergmann (Heritage Series) BAF108 Queen Anne Cherry Высота ...

Как научиться играть на пианино? Если не доступна ...

Главная » Игра на пианино

Лучшее цифровое пианино

Лучшее цифровое пианино

Как выбрать цифровое пианино

Информация о моделях цифровых пианино, изложенная в данной статье, осносится к 2010 году и на сегодня не актуальна. Информацию о моделях 2014 года можно найти здесь .

Цифровое пианино относится не к акустическим, а к электронным инструментам, потому его главной задачей является достижение наиболее приближенного звучания и ощущений игры к звучанию и ощущениям игры хорошего акустического пианино. Зависеть это будет по большей части от тех технических решений и электроники, которые будут в нем использоваться. Нужно помнить о том, что цифровое пианино выбирается не на год или несколько лет, оно выбирается на десятилетия, чего не скажешь, например, о компьютере, потребность обновлять который появляется каждые 2-3 года. Поэтому подходить к вопросу выбора нужно взешено.

Синтезатор и цифровое пианино — это не одно и то же. Особыми отличительными чертами цифрового пианино являются следующие характеристик

1. Такое же количество клавиш, как и у акустического пианино — 88

2. Полноразмерные клавиши, соотносимые с клавишами акустического пианино

3. Механика клавиатуры. Это взвешенная, сбалансированная молоточковая клавиатура с постепенным уменьшением жесткости нажатия от клавиш нижнего регистра к клавишам верхнего регистра

4. Корпусный вариант исполнения, где высота положения клавиатуры должна соответствовать ее положения как в акустическом инструменте

Мы перечислили основные условия, которые обеспечат качество звука и натуральные ощущения от игры.

Во многих случаях, когда бюджет ограничен, Вам могут посоветовать синтезатор с 76 клавишами уменьшенного размера, полувзвешенной клавиатурой, для более легкого нажатия клавиш и др. Но если Ваш ребенок занимается в детской музыкальной школе, подобный вариант Вам не подойдет, так как в школе дети занимаются на акустическом пианино с 88 клавишами классического размера определенной жесткости в корпусном исполнении, с клавиатурой, расположенной на определенной высоте от пола, с педалями и др. поэтому дома инструмент должен иметь такие же параметры. В противном случае Вы сильно усложните ребенку процесс обучения, так как ему нужно будет постоянно перестраиваться с одного инструмента на другой. Поэтому, если Вы не располагаете достаточными средствами для покупки хоть и недорогого, но полноценного цифрового пианино, лучше отложить покупку до того времени, когда Вы соберете необходимую сумму.

Можно выделить два типа корпусных цифровых пианино :

1. Цифровое пианино, предназначенное для обучения

2. Цифровое пианино, предназначенное для аранжировки, или цифровое пианино-синтезатор

В первом имеются только фортепианные звуки (небольшое количество, обычно 10-16 тембров) и основной упор сделан на достижении звучания и ощущений игры как на акустическом фортепиано. Второй имеет намного больше функциональных возможностей: оснащен сотнями различных звуков, стилей, наборов ударных, имеет функцию автоаккомпанемента и многое другое, в основном предназначен для опытных музыкантов, которым требуется многофункциональный синтезатор на базе цифрового пианино.

Также следует обратить внимание на некоторые характеристики цифровых пианино. в первую очередь полифонию и мощность динамиков. Большинство современных моделей цифровых пианино имеют полифонию 128 нот, что позволяет играть сложные и быстрые произведения без потери качества звучания. Некоторые устаревшие или «урезанные» модели имеют полифонию 64 ноты, это уже не отвечает современным требованиям. Если Вы все же решили сэкономить бюджет и приобрести такую модель, посоветуйтесь с нашим менеджером, который поможет подобрать более удачный вариант. Что касается громкости динамиков – то тут чем больше, тем лучше. Большинство производителей выпускают инструменты в 2-х вариантах, с динамиками на 6-8 Ватт и 20-30 Ватт. В первом случае достаточный уровень громкости обеспечивается в небольшом пространстве: хорошо и отчетливо слышит сам исполнитель, а для слушателей, которые находятся в нескольких метрах, громкости может не хватать (все цифровые пианино имеют динамическую клавиатуру, поэтому при легком нажатии звучат намного тише, чем при сильном ударе). Цифровое пианино с динамиками по 20-30 Ватт предпочтительнее для просторных помещений и если Вы предполагаете, что Вас будут часто слушать гости. Да и качество звучания более мощных динамиков лучше.

Стоит сразу определить свои финансовые возможности, так как именно они часто являются решающим аргументом при выборе той или иной модели цифрового пианино или его альтернативы. Если Вы располагаете суммой около 8000-12000 грн. лучшим решением будет покупка цифрового пианино Casio серии Privia. На сегодня компания Casio является лидером по продажам цифровых пианино для домашнего использования. Наиболее популярные модели Casio PX-130 . Casio PX-730 (та же PX-130, но в деревянном корпусе), Casio PX-330 (цифровое пианино-синтезатор). Также хорошей покупкой в данной ценовой категории будет цифровое пианино Kurzweil Mark Pro One . которое по отзывам покупателей во многом превосходит более дорогие модели компании Yamaha. На сегодняшний день эта модель производится в сравнительно небольших количествах, недостаточных для удовлетворения всех желающих. Поэтому в большинстве случаев приходиться оставлять предоплату и ждать от 3 до 6 месяцев, чтобы приобрести этот инструмент. В данной ценовой категории есть еще одна популярная модель – Yamaha DGX-630 . Стоит ли её покупать только за то, что это Yamaha, решать Вам. Я бы не стал, так как Casio PX-330 при той же стоимости обходит DGX-630 по всем характеристикам. Единственный плюс – Yamaha DGX-630 комплектуется ножками, а Casio PX-330 идет без стенда, который можно приобрести отдельно. Но это скорее виртуальное преимущество, поскольку стенд (хоть и стоит немало) имеет более солидный внешний вид, его можно подобрать под цвет мебели (в наличии есть несколько различных цветов) и вообще купить гораздо позже, чем само цифровое пианино.

Kurtzweil Mark Pro One

Casio PX-730

Casio PX-330

Yamaha DGX-630

Если Вы планируете приобрести цифровое пианино значительно дешевле 8000 грн. (цены на апрель 2010 г.), то нужно понять одно: звучания и ощущений от игры, близких к акустическому фортепиано получить не удастся. Также все цифровые пианино в этой ценовой категории идут без стенда, их нужно будет ставить на стойку для клавиш или заказывать изготовление стенда у мастера. Наиболее популярные модели в этой ценовой категории: Yamaha DGX-530 (в этой модели клавиатура не фортепианного типа), Casio CDP-200R и Medeli SP-5500 . Эти инструменты стоит покупать только в том случае, если экономия бюджета для Вас стоит на первом месте.

В ценовой категории от 12000 грн. большинство покупателей отдают предпочтение цифровым пианино Yamaha. Наибольшей популярностью пользуется модели Yamaha CLP-320 . Yamaha CLP-330 и Yamaha CLP-340 . Yamaha CLP-330 от Yamaha CLP-320 отличается в основном более масивным корпусом, а Yamaha CLP-340 оправдывает свою немаленькую стоимость шикарным звучанием, получаемым благодаря 4-слойному AWM семплированию.

Yamaha CLP-320

В данной статье мы рассматриваем только самые популярные модели цифровых пианино. Есть и другие, о которых Вы можете узнать на нашем сайте или у наших менеджеров.

Какие же цифровые пианино лучше – Yamaha или Casio. Бытует распостраненное мнение, что «настоящий» инструмент – это Yamaha. Korg или Roland . а Casio – детская игрушка. Это мнение профессионалов, которые сами играют инструментах, стоимостью не ниже 2000-3000 USD. Требования к инструменту при профессиональной работе намного выше и профессиональному музыканту в голову не придет покупать для этого цифровое пианино за 10000 грн. предназначенное для обучения. А для обычного покупателя, не преследующего пока профессиональных целей, всё как раз наоборот – главное, чтобы учится было легко и радостно, не ломая голову над хитросплетением кнопок и ручек. На сегодняшний день в сегменте бюджетных цифровых пианино для дома преимущество у Casio. а среди более дорогих – лидирует Yamaha. Профессионалы предпочитают Korg либо Roland – но это уже другие инструменты – рабочие станции, не имеющие отношения к цифровым пианино .

Возможно у кого-то возник вопрос, стоит ли доплачивать ещё несколько тысяч гривен, чтобы приобрести цифровое пианино-синтезатор. Здесь возможны различные варианты:

1. Если Вы считаете, что задача цифрового пианино заключается только в том, чтобы предоставить качественные фортепианные звуки и ощущения как на акустическом инструменте, а синтезаторные звуки, секвенсор, ритмы, автоаккомпанемент и подобные функции Вашему ребенку не нужны, то лучше всего выбрать именно цифровое фортепиано для обучения.

2. В случае, если Вы придерживаетесь мнения, что процесс обучения должен проходить не только на качественном инструменте, но также быть занимательным и интересным, способствовать проявлению композиторских талантов у ребенка, навыков импровизации и аранжировки, то для Вас вариант цифрового пианино-синтезатора будет оптимальным.

3. Можно приобрести хорошее цифровое пианино для обучения, а позже для развития купить еще и синтезатор (на 61 клавишу, без молоточковой механики, но с широкими возможностями для творчества, например Yamaha PSR-E550 или Yamaha PSR S700 ). Так поступают во многих случаях: технику исполнения отрабатывают на цифровом пианино, а сочиняют музыку – на специально предназначенном для этого синтезаторе.

Кто-то может посчитать полной глупостью варианты 2 и 3, ведь если ребенок учится играть на пианино в детской музыкальной школе, то он должен играть на "настоящем пианино", а не синтезаторе. Но задайтесь вопросом, хотите ли Вы, чтобы закончив семь лет обучения в детской музыкальной школе, Ваш ребенок потом бросил занятия, или лучше, чтобы музыка сопровождала Вашего ребенка всю его жизнь? Мне кажется, что второе значительно лучше, потому в этом контексте стоит рассмотреть 2 и 3 варианты. После того, как ребенок окончит музыкальную школу, ему предстоит решить, что дальше будет с его “музыкой”: либо он бросит занятия, либо поступит в музыкальное училище, либо продолжит самостоятельно заниматься и пойдет в музыкальную группу. У него остается еще 3 года до поступления в ВУЗ, и если он проявит интерес к музыке в этот период или благодаря наличию синтезатора, или благодаря игре в музыкальной группе, вероятность того, что он будет увлекаться музыкой всю свою жизнь, весьма увеличивается.

В возрасте 7 лет ребенок вряд ли скажет Вам, насколько серьезно и долго он собирается заниматься, нужен ли ему синтезатор, будет ли он сочинять музыку или импровизировать. Потому в Ваших силах либо предоставить ему такую возможность, либо лишить ее. Думаю, если финансовые возможности позволят, лучшим выбором стало бы приобретение цифрового пианино-синтезатора, если же для Вас это дорого, можно приобрести хорошее цифровое пианино. а в случае, если у ребенка возникнет интерес к музыке или чтобы развить у него этот интерес, можно приобрести дополнительно синтезатор с автоаккомпанементом.

Как выбрать электронный клавишный инструмент?

Обновленный FAQ 2012 года для новичков

Эта статья открывает тему электронных клавишных инструментов и поможет читателю не только сформировать общую картину, но и узнать о нюансах. Кроме этого, мы проанализировали популярные ветки конференции и составили перечень часто задаваемых вопросов по электронным клавишным инструментам. Они опубликованы вместе с ответами. Этот FAQ мы намерены постоянно расширять.

Рынок электронных клавишных инструментов делится на несколько формальных категорий. Цифровое пианино — законченный музыкальный инструмент, который на сегодняшний день массово используется для обучения, домашнего музицирования и даже концертного исполнения. Профессиональные музыканты чаще используют продвинутые модели синтезаторов, так как они более мобильные и обладают богатыми творческими возможностями. Есть ещё один класс электронных клавишных — недорогие синтезаторы с автоаккомпанементом, причем их возможности и звучание непрерывно улучшаются. Их основная аудитория — новички.

Хорошо, когда покупатель, подыскивающий музыкальный инструмент, чётко знает, что ему нужно. Но даже если выбрать только одну категорию электронных клавишных инструментов, с чего начать? Какие модели взять на заметку, а какие лучше обходить стороной? Внушительная пачка наличных в портмоне вовсе не гарантирует, что человек выйдет из магазина именно с тем инструментом, который ему необходим.

Классификация инструментов

Чем цифровое пианино отличается от синтезатора или рабочей станции? Принципиально — ничем, цепочка формирования звука в любом случае одинаковая: клавиатура, тон-генератор, процессор эффектов. Однако дополнительные функциональные блоки, такие как секвенсор или гармонайзер, и форм-фактор весьма четко разделяют эти устройства по категориям.

Цифровое пианино — самое простое устройство, с точки зрения электроники: минимальный ассортимент тембров (обычно несколько вариантов рояля, клавесин, несколько органов, струнные), простейшие эффекты для имитации звучания зала. Все силы при создании таких инструментов направлены на то, чтобы нивелировать разницу в ощущениях от игры на них и традиционных акустических фортепиано. Этому способствует утяжеленная 7-октавная клавиатура с имитацией молоточкового механизма и солидный напольный корпус с классическими педалями. А еще у цифрового пианино чаще всего есть крышка, которая предотвращает попадание пыли на клавиши, и пюпитр — подставка для нот. Цена инструмента, оснащенного полноценной клавиатурой и приемлемым тон-генератором, обычно не опускается ниже $1500. Более дорогие фортепиано Roland, основанные на технологии SuperNATURAL Piano, тщательно воспроизводят такие нюансы поведения концертных роялей, как изменение тембра (не только громкости) в зависимости от силы нажатия клавиши. В концертном рояле от ноты к ноте тембр также незначительно меняется, так как струны отличаются количеством (три струны на одну ноту вверху, одна в басу), материалом оплетки, длиной, а также весом молоточка. Кроме того, воссоздаются резонансы при нажатии педали или других клавиш и естественное затухание нот при неполном нажатии педали.

Синтезатор — хрестоматийное по своей сути устройство, позволяющее получать нужный звук путем нажатия на клавиши. Никаких средств записи игры в синтезаторах нет, как и других систем, помогающих созданию композиции. Сегодня синтезаторы используются преимущественно в студиях звукозаписи и на концертах — для игры живьем. Разновидностей синтезаторов существует множество, но одно очевидно: на роль универсального домашнего инструмента они едва ли подходят.

Синтезатор с автоаккомпанементом. в просторечье «самоиграйка» или «балалайка», позволяет организовать для мелодии автоматический аккомпанемент и записать получившуюся композицию в кратчайшие сроки при помощи простейшего встроенного секвенсора. И пускай качество звука у таких аппаратов, как и их возможности, не поражают воображение, «самоиграйки» пользуются устойчивым спросом. Это неплохой вариант для начинающего композитора (шанс проверить свою страсть к музыке практикой) и незаменимый помощник устроителей банкетов в ресторанах. Цены на модели известных марок стартуют с отметки $250, но за аппарат с минимально приемлемым для творчества оснащением просят не менее $350-400.

Аранжировщик — по сути тот же синтезатор с автоаккомпанементом, только предоставляющий больше возможностей, имеющий более гибкие и качественные алгоритмы аккомпанемента, реалистичнее звучащий. Аранжировщики бывают любительскими, а бывают профессиональными. Последние вполне успешно используются для создания музыкальных заставок на телевидении и самостоятельных композиций. Хороший аранжировщик верхнего ценового сегмента (в среднем $3000-6000) может запросто обосноваться в доме профессионального композитора-песенника. Базовые модели оцениваются в $1300-1500.

Рабочая станция — потенциально самое «мощное» автономное решение для композиторов, отвергающих шаблоны и штампы. У станций нет автоматического аккомпанемента и прочих средств, дающих возможность склепать песенку быстро и бесхитростно. Зато в ручном режиме можно делать почти все, что захочется. Как и лучшие клавишные аранжировщики, флагманские рабочие станции позволяют создавать композиции студийного качества, в том числе добавлять дорожки с живыми инструментами и вокальные партии (микрофонный вход и базовые средства обработки звука есть у многих моделей, хотя сам микрофон в комплект поставки не входит). Эдакая компактная домашняя студия «в одной коробке». Стоимость действительно выдающихся моделей колеблется в диапазоне от 4000 до 7000 американских долларов, а варианты попроще предлагаются за 2500-3500 зеленых денег.

Встроенный секвенсор

Так как команды датчиков клавиатуры можно считывать и обрабатывать, то их можно и сохранить в память инструмента. Секвенсор может хранить множество цепочек MIDI-команд (треков) практически неограниченной длины и воспроизводить их по отдельности, одновременно или в любой комбинации. Тон-генератор же озвучит каждый трек отдельным тембром или группой, а процессор эффектов сдобрит звучание нужным «привкусом». И все это будет происходить в реальном времени. Каждую партию можно записать отдельно, причем исполнитель вовсе не обязан быть виртуозом: сыгранная медленно и с помарками мелодия легко редактируется в широких пределах — начиная с высоты, длительности и громкости каждой ноты, заканчивая темпом, панорамированием и работой ножных педалей. На следующей картинке показаны скриншоты интерфейса уже немолодой клавишной станции Roland Fantom X, дающие некоторое представление о процессе создания композиции. Непосредственно редактирование нот записанного MIDI-трека отображено на правом нижнем снимке.

Часто задаваемые вопросы

— Продукцию каких марок имеет смысл рассматривать в первую очередь?

Современный рынок цифровых клавишных инструментов стоит на трех столпах, имя которым Korg, Yamaha и Roland. У каждой из названных компаний есть решения на любой вкус и практически любой кошелек. В то же время существует и множество других солидных производителей, хотя их продукция специфична. Например, M-Audio и Fatar знамениты своими MIDI-клавиатурами, Access — аналоговыми синтезаторами для студии и сцены, а Nord вдобавок еще и электроорганами. Но если говорить про самодостаточные клавишные инструменты широкого профиля, то в этом сегменте бал правят именно Korg, Yamaha и Roland. В определенных ситуациях имеет смысл посмотреть в сторону продукции Kurzweil, Kawai или Clavia, но делать это надо с четким осознанием целей и задач, которые в голове начинающего клавишника сформированными бывают редко. Продукцию Casio и малоизвестных китайских марок, продающуюся по бросовым ценам в супермаркетах, всерьез рассматривать не стоит, если только вы не ищите заведомо дешевую игрушку.

— Можно ли ребенку, обучающемуся в музыкальной школе по классу фортепиано, заниматься дома на цифровом пианино?

Можно, но только если инструмент оборудован тяжелой (так называемой взвешенной) 88-клавишной молоточковой механикой и установлен на массивную фирменную стойку с интегрированными педалями. На вид такие модели кажутся цельнокорпусными, хотя это лишь иллюзия.

Покупка настольной клавишной «доски» на металлической X-образной подставке и с выносной педалью менее затратная, но не позволит выработать юному пианисту правильную посадку, а легкая механика клавиш — должным образом натренировать мускулатуру пальцев, что в будущем серьезно осложнит игру на акустическом рояле. Помимо этого, тандем будет раскачиваться во время игры… В качестве разумного компромисса имеет смысл рассматривать Roland RP-301 или Yamaha CLP-320, а оптимальными для большинства покупателей можно считать Roland HP-302 / 305 и Yamaha CLP-430 / CLP-440. Цены? Как уже упоминалось выше, на «правильное» цифровое пианино придется потратить не менее $1500, высококлассный же инструмент потянет на $2000-2500. Отличие самых дорогих моделей не только в неординарном дизайне, но и в качестве акустических систем и в схемотехнике. И не забудьте докупить два полезных аксессуара: наушники закрытого типа — для ночного музицирования, а также специальную исполнительскую банкетку, ее, правда, иногда включают в комплект поставки.

— Мы не планируем обучать ребенка академической игре на фортепиано, разве что музицировать «для себя». Какой синтезатор приобрести в качестве первого инструмента для записи сочинений и аранжировок?

Многое зависит от бюджета. Только не забывайте, что совсем простенький аппарат будет функционально бестолковым и почти наверняка скверно звучащим. Такой, с позволения сказать, инструмент может напрочь отбить стремление к творческому развитию. Для безопасного начала подойдет Yamaha PSR-E423, но ваше чадо «перерастет» его потенциал меньше чем за год. Если достаток позволяет выбрать более дорогой аппарат, то цельтесь в Korg Pa50SD или Yamaha PSR-S550. Творить на любом из них гораздо интереснее. А можно вложиться по-крупному и купить модель «на вырост» — Yamaha PSR-S710 или Roland Prelude. Каждый из двух синтезаторов обойдется минимум в $1400, зато юное дарование вряд ли потеряет к нему интерес в течение нескольких лет, а последующий переход на профессиональный инструмент пройдет относительно легко.

— Я композитор, нуждаюсь в первоклассной рабочей станции для создания самой разнообразной музыки. Какую предпочесть?

Одна из самых совершенных по звучанию и возможностям клавишных станций носит марку Korg и называется Kronos. Аппарат, оснащенный сенсорным интерфейсом, выпускается в трех версиях, которые различаются октавностью клавиатуры и качеством ее механики. Kronos — это компиляция всех предыдущих достижений компании. В частности, для формирования звука здесь используется целых девять разноплановых алгоритмов, доселе встречавшихся в разных профильных синтезаторах фирмы по отдельности.

Перечислять достоинства машины можно очень долго, поэтому просто порекомендуем прогуляться на официальную страничку производителя или посмотреть демонстрационный ролик .

Несмотря на огромный потенциал, Kronos не так уж и дорог: топовый вариант с 88-клавишной молоточковой механикой официально стоит в Москве примерно $6300, а многочисленные интернет-магазины и того уступчивее. Другие интересные варианты — это Roland Fantom G и Yamaha Motif XF. Оба инструмента тоже выпускаются с тремя вариантами клавиатуры (облегченной пяти- или шестиоктавной, либо молоточковой 7-октавной), оба имеют богатейшее оснащение и обширный банк звуков.

Инструменты совершенно разные по характеру звука, поэтому перед покупкой обязательно попробуйте каждый в действии.

— Мучаюсь вопросом: построить домашнюю студию на базе компьютера или купить одну единственную клавишную рабочую станцию?

Вопрос очень непростой. Изначально все зависит от задач, которые планируется решать в студии, опыта использования студийного оборудования, навыков работы с музыкальным компьютерным софтом и бюджета. Потенциально компьютерная студия лучше во всем, но если учесть стоимость «железа» (компьютер с монитором, MIDI-клавиатура, звуковой интерфейс) и лицензионного программного обеспечения, включая библиотеки звуков, то она может обойтись даже дороже, чем высококлассная клавишная станция, а в настройке и в использовании будет несоизмеримо сложнее. Клавишная станция в этом плане гораздо привлекательнее: можно работать сразу после включения в розетку, есть инструкция с подробным описанием каждой операции, а пользоваться арсеналом функций не сложнее, чем управляться со смартфоном. Но даже лучшие клавишные станции не приспособлены для активной записи живых инструментов и обработки/монтажа таких треков. Добавить дорожку с вокалом — без проблем, но основная специализация этих инструментов — создание музыки на клавиатуре с использованием штатного банка звуков. К слову, он довольно обширен. В распоряжении музыканта изначально есть 1-2 тысячи готовых тембров, включая пару десятков наборов ударных, плюс, возможность их комбинировать и создавать свои звуки. В общем, у каждого решения есть свои плюсы и минусы, но для типовой квартиры клавишная станция — более удобный, по мнению автора статьи, вариант, особенно если вы не считаете себя техническим гуру.

— Говорят, что на каком-то синтезаторе можно довольно точно имитировать звучание отдельных акустических инструментов, включая приемы игры на них, и воссоздать целый оркестр. Это правда?

Это правда, но по-настоящему хорошо с этой задачей справляются только аранжировщики Yamaha серии Tyros. В 2011 году публике был представлен инструмент четвертого поколения, названный, соответственно, Tyros 4. Цена изделия в России — порядка $5500 без учета фирменной подставки и опциональной акустики — к слову, недешевой, но звучащей весьма посредственно. От ее покупки лучше отказаться в пользу студийных мониторов. Сам же инструмент, безусловно, радует, даже несмотря на то, что выпускается только с легкой «синтезаторной» 5-октавной клавиатурой.

— Выбираю высококлассный клавишный аранжировщик. Какие есть варианты?

Если не считать упомянутого выше Yamaha Tyros 4, то в список кандидатов на покупку можно включить, пожалуй, только Korg Pa3X ($5200). Корговский прибор не умеет так же искусно имитировать приемы игры на живых инструментах и нюансы звучания их тембров, зато во многих ситуациях обеспечивают более «взрослое» звучание композиций в целом, и секция формирования сложных синтетических звуков у него развита гораздо лучше.

Как выбрать цифровое пианино?

Основная задача цифрового пианино заключается в том, чтобы его звучание и ощущения игры на нем были максимально приближенными к звучанию и ощущениям игры как на хорошем акустическом пианино. Поскольку цифровое пианино – электронный, а не акустический инструмент, то его цена в общем случае будет зависеть от электроники и технических решений, используемых в нем. Цифровое пианино – инструмент не на годы, а на десятилетия (в отличие от, скажем, компьютера, который можно обновлять каждые 2-3 года). Поэтому и подходить к этому вопросу следует осмысленно.

Поскольку цена во многих случаях является решающим аргументом при выборе той или иной модели цифрового пианино (или его альтернативы), то лучше сразу понять свои возможности:

  • До 30 тыс. руб. Вы сможете приобрести альтернативу цифровому пианино. Скорее всего, это будет что-то в виде синтезатора-электропианино, в котором и звук, и, особенно, ощущения от игры будут лишь отдаленно напоминать игру на акустическом пианино.
  • В ценовой категории от 50 до 70 тыс. руб. можно приобрести корпусное цифровое пианино, которое подойдет для обучения игре. Неопытному человеку может показаться, что звук моделей данной категории является подходящим, да и ощущения от игры тоже ничего. Если Ваш ребенок обучается в музыкальной студии или кружке, то такой инструмент, возможно, и будет неплохим решением. Однако, если Ваш ребенок занимается в детской музыкальной школе (где обучение длится 7 лет), то есть вероятность того, что “звука и натуральности” такого цифрового пианино может не хватить, поскольку со временем человек начинает выделять “цифровое звучание”, особенно, если он часто слышит звук акустического инструмента (а в детской музыкальной школе ребенок будет играть на акустическом пианино и рояле).
  • Стоимость более или менее приличных моделей начинается от 90-100 тыс. руб. Где-то в этом ценовом диапазоне лежат оптимальные модели цифровых пианино,  как по звучанию, так и по ощущениям игры.
  • В ценовом диапазоне от 120 тыс. руб. можно приобрести цифровое пианино-синтезатор (об этом будет рассказано дальше)

Очень часто под цифровым пианино понимают синтезаторы, которые на самом деле не являются таковыми. Если подходить к определению цифрового пианино строго, то необходимо наличие в таком инструменте следующих технических моментов:

  • Количество клавиш – 88 (как у акустического пианино)
  • Полноразмерные клавиши (как у акустического пианино)
  • Механика клавиатуры – взвешенная сбалансированная молоточковая клавиатура с постепенным уменьшением жесткости нажатия от клавиш нижнего регистра к клавишам верхнего регистра.
  • Корпусной вариант исполнения (высота положения клавиатуры должна соответствовать ее положения как в акустическом инструменте)

Это необходимые условия, поскольку достаточные условия – качество звука и ощущения от игры.

Очень часто для занятий детей на пианино могут рекомендовать (если Вы очень ограничены в бюджете) инструменты с 76 клавишами, c уменьшенными размерами клавиш, полувзвешенной клавиатурой (синтезаторного типа) для более легкого нажатия на клавиши и др. (рис. 1)

Рис. 1. Альтернатива цифровому пианино (электропианино)

Если Ваш ребенок занимается в детской музыкальной школе (т.е. занимается серьезно), то все эти “рекомендации” Вы должны сразу отметать. В детской музыкальной школе Ваш ребенок будет заниматься на акустическом пианино с 88 клавишами классического  размера, определенной жесткостью, корпусном исполнении, с клавиатурой, расположенной на определенной высоте от пола, с педалями и др. Поэтому дома должен быть инструмент с такими же параметрами – без вариантов. Основа игры на пианино – посадка, постановка рук и звукоизвлечение. Если ребенок дома будет заниматься на “удобной и легкой для нажатия клавиатуре, которая лежит на столе или на стойке для клавиш” у него будут серьезные проблемы при освоении игры на акустическом инструменте (пианино или рояле) в процессе всего обучения в детской музыкальной школе. В самом худшем случае он просто не сможет освоить игру на пианино.

Существуют два подвида корпусных цифровых пианино:

  1. Цифровое пианино (для обучения)
  2. Цифровое пианино (для аранжировки - цифровое пианино-синтезатор)

Рис. 2. Цифровое пианино (для обучения).

Рис. 3. Цифровое пианино-синтезатор

Отличие первого подвида от второго состоит в том, что в нем основное внимание уделено соответствию качества фортепианных тембров и ощущений игры как на акустических инструментах, а второй подвид намного более функционален (имеет большое количество различных звуков, стилей, наборов ударных, функцию автоаккомпанемента и мн. др. и предназначен скорее для опытных музыкантов, которым требуется многофункциональный синтезатор на базе цифрового пианино.

Возникает вопрос, если хорошее цифровое пианино стоит 90 тыс. руб. (например, Yamaha CLP-270), то стоит ли доплачивать ещё 30 тыс. руб. чтобы приобрести цифровое пианино-синтезатор такого же класса (например, Yamaha CVP-305)? Тут возможны разные мнения:

  1. Если Вы считаете, что задача цифрового пианино заключается исключительно в предоставлении качественных фортепианных звуков и ощущений как на акустическом инструменте, а всякие излишества (синтезаторные звуки, секвенсор, ритмы, автоаккомпанемент и др.) ребенку ни к чему, и они только будут отвлекать его от занятий, то тогда нужно выбирать цифровое пианино (для обучения).
  2. Если Вы считаете, что процесс обучения должен проходить не только на качественном инструменте, но быть интересным и способствовать проявлению композиторских талантов у ребенка, навыков импровизации, аранжировки и др. то тогда, возможно, следует обратить внимание на цифровое пианино-синтезатор
  3. Возможен и такой вариант: Вы можете приобрести хорошее цифровое пианино (для обучения), а для интереса позже купить ребенку ещё и синтезатор (за те же 25-30 тыс. руб.).

Кому-то может показаться, что 2 и 3 вариант – полная глупость, потому что, если ребенок учится играть на пианино в детской музыкальной школе, то он должен играть на "настоящем пианино", а не каком-то синтезаторе. Но тогда ответьте на вопрос: Вы хотите, чтобы ребенок отучился (отмучился) 7 лет в детской музыкальной школе и потом бросил занятия или Вы хотите, чтобы музыка была рядом с Вашим ребенком всю жизнь? Я думаю, что второе имеет больший смысл, поэтому 2 и 3-й варианты предпочтительнее 1-го с данной точки зрения. После окончания детской музыкальной школы у ребенка есть 3 пути: бросить занятия или обучение, поступить в музыкальное училище или продолжить самостоятельные занятия и пойти играть в музыкальную группу. 3-й вариант (когда у ребенка помимо пианино есть синтезатор) – наиболее оптимальное решение. До окончания средней общеобразовательной школы у ребенка есть 3 года. Если у него будет интерес к музыке в этот период (благодаря наличию синтезатора и (или) возможности играть в музыкальной группе) то это увеличит вероятность того, что его увлечение музыкой останется на всю жизни, если нет, то он бросит дальнейшие занятия. Ребенок в 7 лет не знает, насколько ему интересна музыка, понравится ему играть на синтезаторе, сможет ли он сочинять музыку, импровизировать и прочее. Но, Вы можете либо предоставить, либо лишить его этой возможности уже в самом начале его занятий музыке. Лично я поступил бы так: если средства позволяют, то приобрел бы хорошее цифровое пианино-синтезатор (например, Yamaha CVP-305 - 120 тыс. руб.), если средства не позволяют, то приобрел бы хорошее цифровое пианино (например, Yamaha CLP-270 - 92 тыс. руб. или CLP-240 - 55 тыс. руб.), а при возникновении интереса у ребенка к эстрадной музыке или стимулирования данного интереса (у ребенка появился интерес к сочинению музыки, использованию разнообразных тембров при игре на цифровом пианино и др.) приобрел бы синтезатор с автоаккомпанементом (например, Yamaha S-500 - 25 тыс. руб.).

Как же выбрать цифровое пианино. В разных магазинах Вам могут расхваливать модели разных производителей, но логика позволяет расставить если не все, то многие точки - есть ли у данного производителя акустические рояли и (или) цифровые пианино с общепризнанным высочайшим уровнем качества? Почему это важно? Потому что, качество цифровых пианино – качество технологий, если же у производителя нет высококлассных моделей, значит, у него нет технологий. Но тогда откуда появится качество в бюджетных моделях? Вы можете легко проверить это утверждение, если откроете несколько Интернет-магазинов, в которых продаются цифровые пианино. Я, например, не видел цифрового пианино Casio дороже 65 тыс. руб. тогда как цифровые пианино, например, марки Yamaha можно легко найти и в ценовом диапазоне от 200 тыс. руб. Это заставляет задуматься, а настолько ли “прекрасны” цифровые пианино Casio? Может ли быть такое, что Casio удалось создать модели “с прекрасной клавиатурой и звучанием”, которые к тому же стоят в 2-3 раза дешевле, чем просто хорошие модели других производителей? Конечно, нет! Это первый момент. Второй момент – количество моделей у производителя профессионального уровня. Если Вы видите, что у производителя есть несколько десятков бюджетных моделей за 40-50 тыс. то это не значит, что он преуспел в создании качественных цифровых пианино. Кто-то может сказать, что и у Casio есть “профессиональные модели”. С этим, теоретически, можно согласиться, но, сколько их - 1-2, и где их можно увидеть в продаже? А модели Yamaha в ценовом диапазоне от 100-120 тыс. руб. представлены далеко не 1-2-мя моделями. И это говорит не о предпочтениях того или иного продавца на рынке, а о стабильности и качестве технологий производителя и, соответственно, выпускаемых под его маркой инструментов. Если говорить о цифровых пианино ORLA, то они скорее подойдут для любительских занятий, поскольку в своем большинстве это недорогие цифровые пианино начального уровня. Для серьезных занятий следует выбирать модели марок Yamaha, Roland, KAWAI. Ответить на вопрос какая из этих марок лучше не представляется возможным по одной простой причине: выбор цифрового пианино – практический, а не теоретический вопрос.

Если выбирать цифровое пианино из модельного ряда Yamaha, то стоит обратить внимание на модели CLP с эффектом молоточковой механики Gh5 (Graded Hammer 3), которая отрабатывает быстрые нажатия на клавиши без прерывания в звуке (что может происходить в моделях с использованием GH). Кроме того, в Gh5 точнее GH передает ощущения игры на клавиатуре, поскольку здесь используется технология, позволяющая достаточно точно моделировать возвратный механизм акустического пианино. Для получения наиболее реалистичного звучания следует выбирать модели с динамическим стереосэмплированием по AWT ( Advanced Wave Memory). Основу звучания некоторых фортепианных тембров цифрового пианино образуют записанные в его память (Wave Memory) примеры звучания (сэмплы) высококлассных акустических роялей. Но при этом используется не один сэмпл, а несколько (3-4), которые звучат в зависимости от скорости нажатия клавиш (в этом и заключается динамика в отличие от простого стереосэмплирования по AWM). Кроме этого здесь используется сустей-сэмплирование, которое моделирует резонанс деки и струн как это происходит в акустическом пианино, а также сэмплы звука при отпускании клавиши. Стереосэмплирование – учет пространственно временных характеристик в звучании, которые призваны улучшить общее звучание инструмента.

Что касается полифонии, то сейчас даже бюджетные модели используют 128-нотную полифонию (одновременно могут звучать 128 нот, что вполне достаточно для исполнения самых сложных классических произведений). Более старшие модели включают в себя большее количество голосов, а в верхних моделях линейки может использоваться клавиатура из натуральной древесины.

Подведя итог можно определить свойства моделей Yamaha, подходящих для более или менее серьезных занятий.

  • Звучание – динамическое стереосэмплирование по AWM (желательно использование 4-х сэмплов)
  • Полифония – 128 голосов
  • Хорошая и достаточно мощная акустическая система (40-60 Вт) которая добавляет реализма в звучании и ощущениях, передавая колебания динамиков в корпус инструмента.

Всё остальное – количество обычных или XG тембров, наличие ударных, секвенсора и др. – это дополнительные возможности, которые при прочих равных условия увеличивают стоимость цифрового пианино. В качестве опорных точек можно взять ранее упоминавшиеся модели Yamaha CLP-240 (55 тыс. руб.) CLP-270 (92 тыс. руб.) и CLP-280 (120 тыс. руб.) Отличие CLP-280 от 270 заключается в том, что в 280 используется клавиатура из натуральной древесины. Стоит ли переплачивать 30 тыс. руб. за “натуральность” очень большой вопрос, поэтому 270 модель – оптимальный выбор. В настоящее время на рынке присутствуют новые модели CLP 300-й серии, но по разным отзывам они уступают CLP-270, хотя ничто не мешаем Вам самим это проверить на практике.

Все это хорошо, но не стоит забывать о такой немаловажной вещи как маркетинг и реклама. Поэтому, во-первых, не стоит "гнаться" за самыми новыми моделями “которые предлагают необычайно новый реализм в звучании цифрового пианино и принципиально новый уровень в реализме ощущений от игры”. Опыт показывает, что 1/3 от стоимости новейших моделей (а это может быть и 30, и 50 тыс. руб.) покупатель платит за “красивые слова и рекламу”, т.е. оплачивает труд маркетологов и рекламистов. Во-вторых, самые новые модели – достаточно “сырые” модели, поскольку далеко не всё новое – лучше старого. В-третьих, за ложную рекламу (проще говоря – обман) ответственность определена теоретически, но на практике можно говорить почти всё что угодно. А за свои проценты от продаж продавцы так расхвалят низкобюджетную (или высокобюджетную) модель цифрового пианино, отчего сложится впечатление, что она звучит чуть ли не лучше акустических концертных роялей мировых брендов! Поэтому качество определяется не словами продавца, техническим описанием (написать-то можно всё что угодно), порядковыми номерами моделей (340 вместо 240 или 3000 вместо 1500), годом выпуска (2008 или 2005) и ценой, а временем и практикой использования модели! Крайности редко бывают удачными, поэтому оптимальные варианты находятся где-то посередине (между 40 и 120 тыс. рублей).

На практике я рекомендую воспользоваться методом предварительного выбора цифрового пианино. Т.е. Вы приходите в магазин с одной единственной целью – послушать и поиграть на цифровых пианино разных производителей и разной ценовой категории. Сколько стоит инструмент – 50 тыс. или 150 тыс. руб. – не важно. Конечно, поиграть на большом количестве моделей вряд ли получится, но Вам нужно обязательно посмотреть модели стоимостью 50-60 тыс. руб. 80-90 тыс. руб. и 110-120 тыс. руб. Тогда Вы сможете понять, стоит ли переплачивать 20-30 тыс. если за 90 тыс. руб. инструмент звучит и отрабатывает игру намного лучше инструмента за 50-60 тыс. руб. а большой разницы по качеству между моделями за 90 и 120 тыс. руб. нет. После такой оценки можно уже предметно производить поиск модели в подходящем для Вас ценовом диапазоне. При этом нужно использовать метод больше/меньше и учитывать эффект морального удовлетворения от покупки. Например, пусть у нас есть 50 тыс. руб. В процессе выбора нужно посмотреть инструменты за 45, 50, 55 и 60 тыс. руб. Предположим,  нам понравилась модель за 55 тыс. руб. Эта модель нам понравилась не тем, что в ней больше звуков или в ней есть прямой выход в Интернет, а качеством звучания или по ощущениям от игры по сравнению с моделями за 45 и 50 - тыс. руб. а звучание модели за 60 тыс. руб. не впечатлило. При этом возможны 2 варианта действий:

  1. Приобрести “здесь и сейчас” модель за 50 тыс. руб. и потом долго жалеть о том, что не хватило 200$ для покупки действительно понравившегося инструмента.
  2. Зарезервировать эту модели и найти 5 тыс. руб. для ее покупки, что однозначно повысит моральное удовлетворение от покупки. На первый взгляд это может показаться несущественным, но тогда при каждом использовании такого инструмента Вы будете чувствовать удовлетворение, а не разочарование.

Стоит ли покупать цифровое пианино в Интернет-магазине? Ответ не однозначный. C одной стороны, стоимость цифрового пианино в Интернет-магазине ниже стоимости его в музыкальном магазине, поскольку в цене последнего учитывается аренда площади, амортизация, бренд магазина и др. Но, в магазине Вы с большей вероятностью купите то, что Вам нравится, а не то, что Вам привезут из Интернет-магазина (даже если там существует предпродажная подготовка и проверка инструмента). Повторюсь, выбор музыкальных инструментов и, цифрового пианино в нашем случае, - практический, а не теоретический вопрос. Поэтому выбор цифрового пианино осуществляется с точки зрения того, насколько с практической стороны оно является подходящим для Ваc, а не сточки зрения слов, хотя не стоит пренебрегать и отзывами пользователей той или иной модели инструмента.

Сразу скажу, что механику в электронных или цифровых инструментах делают очень похожей на механическую. Она в принципе и есть механическая. И называется утяжелённой, имитирующей вес молоточков. Поэтому о ней мы говорить не будем.

И также не будем рассматривать старые электропиано, типа Rhodes Piano и Mark — это электромеханические инструменты, в котором происходит преобразование механической энергии колебания вибраторов, напоминающие камертоны разных размеров, в электрическую энергию с помощью звукоснимателей и относятся к "живым инструментам".

Итак. Проблема в звуке. А точнее в сэмплах, которые записаны в постоянной памяти микросхем (чипов), находящихся внутри вашего цифрового пианино или рояля, и воспроизводящегося каждый раз, когда вы нажимаете клавиши. Но чем плох цифровой звук живого рояля (Стэнвэй, Блютнер), стоимостью десятки тысяч долларов, записанный с помощью дорогих микрофонов ("Нойман", "Зеннхэйзер") и качественных пультов в студии?

Существуют 3 основные проблемы:

1. Очень небольшое количество звуков на одной ноте Казалось бы - нет ничего проще для производителя: запиши один звук и меняй его громкость во время удара по клавише. Но в мире не всё так просто. Громкий звук имеет массу обертонов, экспрессию и т. д. и его нельзя воспроизводить под видом тихого, мягкого и нежного звука. Громкость его уменьшить можно, но он всё равно будет яркий и торжественный, даже если мы этого не хотим. Как быть? Производители нашли выход: звуки (сэмплы) в цифровых устройствах записываются слоями. Один слой: тихий звук, для игры "пиано", другой слой средний, третий громкий для игры "форте". Чем больше слоёв, тем "живее" электроника, но и дороже. В недорогих моделях (долларов за 800) это 3-5 слоёв на 1 ноту, в дорогих (5-10 тыс. долларов) несколько десятков слоёв на одну ноту.

Но почему даже дорогие цифровые инструменты мы воспринимаем как игрушку для взрослых? Это зависит от особенностей человеческого мозга. Дело в том, что в живом инструменте, дорогой он или дешёвый, на одной ноте примерно несколько миллиардов слоёв. И играя на "живом" инструменте мозг человека всё время слышит новые звуки. Более того, тембр звука немного меняется в зависимости от изменения влажности или температуры, в солнечную погоду так, в дождь иначе. Как ни странно, даже очень медленная, естественная расстройка во время игры влияет положительно на человека. А точно повторяющиеся события вызывают тревогу и даже панику. Подключаются защитные механизмы для предотвращения проблем. Ну например, сколько минут вы можете выдержать пиликание на детском пианино, купленном в магазине игрушек за несколько сотен рублей? Минут 15 наверное. Потом хочется выбросить эту игрушку подальше. Там всего один слой звука. Во взрослых цифровых пианино слоёв больше, но как только человеческий мозг запомнит все слои звуков (от нескольких дней до нескольких недель). начинается быстрое охлаждение к инструменту, вплоть до неприятия. Вы всё время будете попадать на те слои, которые уже запомнили, и эти звуки не будут у вас вызывать новые эмоции как при разучивании так и при игре по памяти. Это напоминает прочитанную книгу или просмотренный фильм, второй или третий раз производит уже совсем другое впечатление.

Еще одно сравнение. Представьте, что вы после холодной и пасмурной зимы, весной выехали за город в лес или на дачу. Но звуки и шумы, которые вас всегда окружали исчезли. И вместо них звучит запись этих же самых звуков, но повторяющихся каждые 20 минут. Сначала, на первом круге вы ничего не заметите, такое же пение птиц, проезжающая вдалеке машина, шум ветра. На втором проигрывании вы смутно и с тревогой начнёте вспоминать, где-то это уже слышали. А после пятого прослушивания у вас начнётся настоящая паника. Конечно, при игре на цифровом рояле паника не начнётся, но мёртвый звук гарантирован.

Я слышал от музыкантов интересную фразу: на живом пианино расслабляешься, на цифровом - дискомфорт.

Парадоксально, но получается, что постепенно расстраивающиеся пианино или рояль (гитара, скрипка, оркестр) благотворно влияют на человека, оказывает что-то вроде релаксирующего воздействия. Конечно эту расстройку мы не слышим, она слишком медленно происходит, но на подсознательном уровне наш мозг это вычисляет и воспринимает спокойно, в порядке вещей. Ведь эволюция человека проходила в постоянно меняющемся мире.

2. Металло-пластмассовое звучание 1. Когда производитель пишет: "Вы получаете точную копию акустического звука рояля. (такой -то фирмы), вас вводят в заблуждение, а грубо говоря это обман.

При записи звука в цифровой формат на студиях, по заказу производителя записываются звуки (сэмплы). Информация фиксируется в определённых точках, соответствующих битности и частоте дискретизации. Чем качественнее амплитудно-цифровой преобразователь (АЦП), чем больше битность и частота, тем точнее запись, тем выше качество. Производители остановились на некотором компромиссе качество и дороговизны. Конверторы на студиях качественные, но затем частоту и битность понижают для уменьшения размера каждого звука, и для более быстрого отклика во время игры. (При большой задержке вы не сможете играть). В любом случае цифровой звук упрощает картину, исчезает детализация и "воздух", звук становится другой. Появляется металлический оттенок. Дело в самой природе цифрового преобразования: во время записи или воспроизведения постоянно работает тактовый генератор с частотой 44, 48 или 96 килогерц, открывающий и закрывающий ячейки микросхем. Генератор пронизывает все звуки от тихих до громких, и мы в принципе и слышим эту работу, а точнее этот мёртво-металлический оттенок в звуке.

См. рисунки.

2. При воспроизведении сэмплов из недр микросхем или хард-диска используются цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП), или конверторы. Цап имеет различное качество. В студиях звукозаписи, где записывают музыкантов или делают мастеринг используют качественные ЦАПы (см. фото), стоимостью несколько тысяч долларов, для правильного восприятия звуковой картины. Понятно, что производители устанавливают упрощённые модули на пианино для удешевления устройства. Это второй пункт в деградации звука. Мало того, что при записи звук уже не тот, при воспроизведении он стал ещё более зажатым, плоским и сухим. Дело в том, что при преобразовании, для экономии ресурсов (памяти, скорости работы) звук как бы прочищается, из него исключается огромное количество микропроцессов, которые и слышит человеческий мозг. Самая большая деградация происходит в недорогих пианино, до 1500 $. (Цап в таких моделях самый простой, долларов за 10 - 40, или просто использован один чип-преобразователь (сам чип стоит несколько долларов), с простейшими фильтрами, которые гасят высокочасто т ный цифровой шум и выравнивают амплитуду) Кроме всего прочего, в этих некоторых моделях для экономии ресурсов записывают не все 88 сэмплов на одном слое, а половину.

Не будем забывать, что слоёв громкости несколько, т. е. в дешёвом варианте их допустим четыре, это p, mp, mF, F. Значит нужно записать 88 х 4 = 352 звука. В урезанном варианте их 176. Оставляют все слои громкости, но записыв а ют 44 звука, через один. Недостающие восполняют путём повышения на пол-тона. Или октаву, например D первой повышается на октаву, и D второй уже записывать не надо. Программным путём или на уровне чипов это сделать просто. Но при этом экономится память и удешевляется звук. Почему такое внимание уделяется памяти? Потому что звук пианино имеет длительную протяжённость в среднем и особенно в басовом регистре, и при высоком разрешении занимает много мегабайт. А тут ещё нужно корпус сделать, динамики, клавиатуру и т. д. Особенно сильно урезать можно верхний и нижний диапазон, где человеческое ухо не столь чувствительно. В совсем бюджетных вариантах сэмплы клонируются и копируются из нескольких десятков базовых, находя щ ихся в постоянной памяти одного чипа. Поэтому звук такой отвратительный.

3. Усилитель. Если сравнить качественный и недорогой усилитель, то разницу могут услышать многие. И проблема не только в нелинейных искажениях, но и в скорости нарастания напряжения в момент подачи сигнала. А пианино и рояль относятся к инструментам, где атака играет важную роль в определении всего звучания. Попробуйте с помощью аудио-редактора срезать атаку и послушайте звук, вы его не узнаете.

4. Колонки или мониторы оставляют свой след искажений и неравномерности. А отсутствие сабвуфера практически не передают глубину басовых нот.

Если из цифрового пианино стоимостью 1 тыс. долларов вычесть стоимость клавиатуры примерно 0,6 тыс. (самой дорогой части), то на цифр. аналоговый преобразователь, динамики, усилитель, педаль, монитор и т. д. останется 0,4 тыс долларов. Какого качества компоненты должны быть, если только один усилитель для домашнего кинотеатра стоит примерно столько? И не самый лучший.

3. Педаль (резонанс от звучащих струн)

В цифровых пианино резонанса между струнами нет. Педаль только удлиняет сэмпл.

Педаль в цифровых пианино, это больная и нежелательная тема для производителя.

В механическом существует два типа звука: механический шум от открывающихся демпферов, и резонанс от активных струн. Звук от демпферов записать в цифровом виде и воспроизводить в нужное время легко. Продавцы цифровых пианино именно это и будут вам выдавать за достижение цифровых технологий. Он всё время одинаковый, и немного может меняется от быстроты нажатия на педаль, обычно это шорох и стук. Ещё могут добавить неопределённоё гудение или реверберацию. Реверберация в цифровом виде имеет проблемы в качестве - замыливает звук. Хорошие ревербераторы для студии стоят дорого (дороже, чем всё цифровое пианино).

Намного сложнее с частотным резонансом.

Немного теории. Википедия: Резонанс (фр. resonance, от лат. resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия. Резонанс означает свойство повторного звучания. Резонировать — значит отражать. Отражение подразумевает «отдачу и получение». Явление резонанса впервые было описано Галилео Галилеем в 1602 г в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн.

Очень наглядно это можно увидеть например на маятниках: http://www.youtube.com/watch?v=ux27Dovb9Fs

Или как звук заставляет резонировать твёрдые частицы и выстраиваться в симметричные узоры. Из хаоса в гармонию http://www.youtube.com/watch?v=_2VJCBoIUFM

В механическом пианино или рояле резонанс передаётся через деку и воздух.

Но самое интересное, при нажатии ноты или аккорда струны не резонируют все вместе как на демонстрации. В резонанс они входят в соответствии с той частотой, которую издаёт нажатый аккорд или нота.

В резонанс входят соседние ноты, расположенные слева и справа, так называемые кратные частоты, т. е. умноженные или делённые на 2, 4, 8 и т. д. В большей степени резонируют октавы, в меньшей степени квинты, кварты и другие интервалы. Почти не резонируют малые и большие секунды, хотя расположены рядом с активной нотой. Например вы нажали ноту ФА первой октавы с открытой педалью. За доли секунды начинают резонировать соседние октавы: ФА - 2 октавы, ФА - Малой октавы. Затем менее громко ДО - 2 октавы и СИ - бемоль Малой (квинты). Еще менее громко ФА - 3 октавы и ФА большой и т. д.

Если вы нажали одну ноту, то в резонанс войдут около десятка нот, если аккорд, то несколько десятков нот. Если вы играете в нижнем диапазоне, то в резонансе принимают участие группы струн нижнего регистра, если наверху, то соответственно резонирует верхний диапазон, но в строгом соответствии с теорией резонанса и кратных частот.

Появляется специфический объём и глубина. А так как резонанс появляется только у кратных частот, то звук получается мягким. Другими словами в нём нет диссонирующих малых секунд или пониженных квинт.

Многие музыканты во время обучения замечали, что как только они начинают осваивать педаль, то становится играть намного интереснее. И дело не только в дополнительных легато, которое даёт педаль, а именно в появлении неповторимого, завораживающего резонанса, который является обычным физическим явлением.

Резонанс лучше проявляется на настроенном пианино, и это логично, чем точнее настроены октавы и квинты, тем лучше действует это физическое явление. Теория: степень отзывчивости в теории колебаний описывается величиной, называемой добротность.

Примеры:

Живой звук: разные пианисты, разные инструменты.

Чтобы можно было расслышать все особенности звучания, возьмём медленную пьесу Дж. Гершвина "Летом" (Summertime. Колыбельная Клары из оперы ''Порги и Бесс'' (Porgy and Bess).

Послушайте как резонируют струны при открывающейся педали на механическом рояле, создавая объём. Бесконечное количество слоёв, от тихого до громкого звука. Кто-то может возразить: но это же рояль! Ответ: принцип работы тот же. И потом, даже среди отечественных пианино встречаются экземпляры, которые звучат очень неплохо, не хуже зарубежных моделей. А недорогие импортные пианино как "Вайнбах" и некоторые модели "Петров" звучат практически как на этой записи.

Цифровой звук.

Та же пьеса, в другом исполнении. Записано через шнур на выходе, минуя динамики, иначе будет ещё хуже. Звук пойдёт через дешёвые китайские динамики и станет неестественным и плоским. Обратите внимание на узкий динамический диапазон, дубово звучащие аккорды и отсутствие резонанса при открытой педали. И это не самые дешёвые цифровые пианино.

У цифрового пианино (у компьютерных программ имитирующих гитары или скрипку) есть скрытая особенность: они быстро надоедают. Чем больше вы слушаете или играете на них, тем больше у вас растёт странное чувство неестественности и механистичности происходящего.

Источники:
http://hitonline.ua, http://www.ixbt.com, http://www.studio.starport.ru, http://www.pianino-royali.ru/choose_and_call/yes_or_no.htm