Н А В И Г А Ц И Я

ПОПУЛЯРНОЕ

Ноты для пианино на клавиатуре

� ��������� ����� �� ����������� �������� ����������. ������������� flash online ��������� ... Далее

Мечта пианино

слушать онлайн или скачать mp3 Все песни «Dj Next ... Далее

Реквием на пианино

Данная музыкальная композиция на пианино доступна для онлайн прослушивания ... Далее

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

«Ф. Шопен Марш На Пианино» 1 песня слушать ...

Благотворительный ресурс бесплатных объявлений города Москва. Отдай.Ру в ...

Пираты Карибского Моря Пианино версия Песню - Пираты Карибского ...

Главная » Игра на пианино

Настроить пианино

Настроить пианино

Как настроить пианино самостоятельно?

Автор статьи профессиональный настройщик фортепиано Геннадий Цыганчук г.Екатеринбург, стаж работы 26 лет.

Уважаемый читатель!

Если Вы не настройщик, то настроить пианино самостоятельно и при этом хорошо невозможно.

Но есть некоторые ориентиры, применяя которые можно подкорректировать и немного улучшить звучание инструмента.

Я это назову ПОДСТРОИТЬ ИНСТРУМЕНТ.

Для этого необходим развитый музыкальный слух. Например, умение петь и отличать хорошее, стройное и правильное пение от неправильного.

Предварительно необходимо иметь ключ для настройки пианино или купить набор для настройщика фортепиано в музыкальном магазине.

Попробую перечислить некоторые ориентиры.

И так.

Подготовка инструмента к ПОДСТРОЙКЕ.

Разбираем пианино.

Открываем самую верхнюю крышку, на которой лежат ноты, настольные часы, музыкальные центры и порой даже стоят цветы. На передней вертикальной панели, в верхних  углах внутри инструмента имеются деревянные фиксаторы. Эти фиксаторы надо повернуть, чтобы иметь возможность снять эту панель. При этом появляется доступ к механике и струнам. Далее необходимо открыть крышку, которая закрывает клавиатуру.

Перед нами появилась открытая клавиатура. Видно молотки и имеется доступ к колкам и к части струн.

Но

Сначала необходимо понять и почувствовать, каким образом  нужно крутить колок. Как много или мало проворачивать колок в гнезде.

Ориентир такой.

Данная рекомендация относится только к работе с пианино. Для рояля техника работы с ключом другая.

Настроечный ключ необходимо надеть на колок. Ключ должен максимально плотно «держать» колок. Ручка ключа направлена вверх. Если взять за то, что ручка ключа это минутная стрелка часов, то эта стрелка должна быть на без 5-ти минут или 5 минут (какого-то часа). Так вот, поворачивать надо только на 1 минуту по часовой стрелке, т.е. до без 4-х минут, или на 1 минуту назад, т.е. до без 6-ти минут. (Это если без 5-ти минут) Крутить колок надо «чуть- чуть». Это только принцип кручения.

А перед тем как крутить колок, необходимо обнаружить расстроенную струну и от неё подняться вверх и найти нужный нам колок.

Найти расстроенную струну просто.

Нажимаем на клавишу, например, ноту «до» 1 октавы. Нам видно, что молоток этой ноты ударяет стразу по 3-м струнам. Нам необходимо найти одну струну, которая больше всего дает не правильный звук.

Определяется это также просто.

Для нахождения неправильно звучащей струны  необходимо вооружиться резиновым клинком, которым необходимо по очереди, струну за струной заглушать эту группу из 3-х струн. Этот клинок можно сделать из простого ластика для ученических тетрадей. Срезать этот ластик лезвием на угол, в широкую сторону воткнуть обычную вязальную спицу и клинок готов.

Последовательность действий такая.

Нажать на клавишу. Держать клавишу нажатой. Слушать общее звучание 3-х струн. Через 1-2 секунды заглушить резиновым клинком 1-ю по счету струну и при этом продолжать внимательно слушать, не изменилось ли общее звучание этой ноты.

Если общее звучание не изменилось, то по этому же приципу заглушить только 2-ю по счету струну, а потом только 3-ю струну. Смысл этих действий заключается в том, чтобы найти ту струну, которая портит общий звук этой ноты.

Хороший звук ноты это такой звук, который напоминает визуальных штиль на водной глади. Звук ровный без волны, без завываний и без розлива.

Заглушили одну, какую-либо струну и если общее звучание изменилось, то эта струна и давала общую расстройку данной ноты.

Далее.

По этой струне взглядом поднимаемся  вверх и определяем нужный нам колок. На этот колок надеваем ключ (на без 5-ти минут или на 5 минут). Нажимаем на туже клавишу. И пока звучит эта нота, начинаем крутить этот колок на 1 минуту по ходу часов и на 1 минуту в другую сторону. Если звук затухает нужно еще раз нажать на клавишу и снова слушать, и осторожно по 1 минуте крутить и добиваться того, чтобы этот звук становился как можно более ровно звучащим. Как только, по вашему усмотрению звук этой ноты стал ровней, нужно остановить движение руки.

Нота подстроена.

Таким образом, можно подстроить 6 или 7 рядом находящихся нот. (Белые и черные клавиши подряд). Когда диапазон подстроенных нот увеличивается более 6-и. 7-ти, то можно подключать аккорды. Используем простые мажорные аккорды.

Например, аккорд из нот «до», «ми», «соль». Это до-мажорный аккорд. Ноты «до» и «ми» уже подстроены и надо настроить ноту «соль».

Делаем так.

Ноту «соль», из 3-х одинаково звучащих струн, надо заглушать резиновым клинком уже сразу две струны, вставляя клинок между 2 и 3-й струнами. Оставшуюся свободно звучащую 1-ю струну надо подстроить в аккорд «до» мажор, чтобы аккорд «до, ми, соль» звучал правильно, стройно и красиво.

Далее.

К этой 1 струне ноты «соль», подстраиваем 2-ю струну. Для этого надо зажать клинком 3-ю струну, вставив клинок между группами из 3-х струн. При этом заглушается 3-я струна ноты «соль», которого мы настраиваем и 1-я струна следующего соседнего звука. Подстроили 2-ю струну к 1-й.

Далее.

Убираем клинок, который находился между группами из 3-х струн и подстраиваем свободно звучащую 3-ю струну ноты «соль».

Помните, что подстраивая ноту, крутим колок всего на 1 минуту или по часовой стрелке, или против часовой стрелки. Крутим и слушаем внимательно. Цель – звучание 2-х или 3-х струн, как 1 нота. Называется это УНИСОН.

  И так дальше.

Следующую ноту связываем в аккорд. По аналогии с до-мажором. Поднимаемся аккордами по очереди (по полутонам)  с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

А это для гурманов, которые понимают в звучании музыкальных интервалов. Для тех, кто знает как звучит интервал кварта и интервал квинта.

(Я решил добавить данную информацию, по причине частого обращения к данной статье .)

И так, нечто свеженькое.

Например, Вы настроили унисоны нот до, до-диез, ре, ре-диез и ми.

Далее самое интересное.

Если Вы знаете, как должен звучать музыкальный интервал кварта, то Вы сможете настроить эту кварту от ноты до, которая уже подстроена. Для этого необходимо со струнами звука фа, произвести такую же работу, как со струнами звука соль. (Смотрите выше в данной статье) Одну струну за другой подстроить в унисон.

Но! Как подстроить?

Вот тут еще один секретик.

Эта кварта должна быть чуть шире чистого звучания интервала. Что это такое? Фортепианный строй это темперированный строй.

В сравнении объясню, про чистый строй.

Чистый строй это такой строй, когда между настраиваемыми звуками в интервале нет ни каких вибраций, или качаний звука (интервала), или режущих ухо резких дрожаний звука. Чистый строй это, когда два звука, например, до и фа настроены, как в унисон. При этом должно звучать два звука, а не один, т. е. ноту фа не надо тянуть вверх в унисон к ноте до. Иными словами нота фа не должна звучать по высоте, как нота до. Нужно искать ноту фа, которая выше ноты до и вслушиваться когда эти две ноты перестанут вибрировать между собой. Когда ты постепенно попадаешь в чистый интервал, то это похоже на то, как ты постепенно попадаешь в унисон, настраивая одинаково две струны. (Очень пригодится практика подстройки в унисон предыдущих нот) Вот это и есть чистый интервал.

А пианино и рояль настраиваются, повторюсь, темперированными интервалами. Что такое темперированный интервал или строй?

Темперированный интервал это слегка отклонившийся в сторону от чистого звучания, интервал. При этом получается некоторая медленная звуковая волна. Это похоже на некоторое ленивое качание звука, как в очень медленном и плавном  изображении ленты в виде почти горизонтальной синусоиды. Вот примерно так можно образно объяснить, что такое темперированный интервал.

Так вот.

Кварту, из чистого интервала, надо слегка расширить (чуть-чуть повысить) до появления этой звуковой волны, похожей на ленту в медленном и плавном движении вверх и вниз. Волна должна быть очень медленной и очень спокойной. Вот это и есть темперированный интервал, а именно темперированная кварта.

Настроили одну струну звука фа, теперь уже темперированную, и к ней подстроили 2 других струны. Вот Вам и темперированная кварта.

Рекомендую.

Ноту фа- диез подстроить от ноты до диез ранее настроенной, также, как фа от до. Такая же кварта, только на 0,5 тона выше. Такая же чуть-чуть расширенная

А вот ноту соль лучше подстроить используя к интервал квинту. Это ноты до ранее настроенная и соль. При условии, что вы знаете, как должна звучать квинта.

Особенность настройки темперированной квинты другая. Надо так же найти сначала чистый интервал, а потом заузить, т. е. чуть- чуть понизить звук соль. Должна быть такая же лениво качающаяся звуковая лента. Повторяю, квинта слегка зауженный от чистого звучания интервал.

Проконтролировать квинту можно прослушав до мажорный аккорд. Это ноты до, ми и соль. Аккорд должен быть красивым и приятным на слух. Звучание мажорного аккорда оставляю на совести подстройщика.  Подстроили сначала одну струну, к ней 2-ю в унисон и 3-ю.

Следующую ноту соль- диез, связываем в мажорный аккорд от до-диеза. По аналогии с до-мажором. Поднимаемся мажорными аккордами по очереди (по полутонам)  с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

Таким же образом можно подстраивать и басовый регистр.

Технически подстройка октав происходит так же, как я объяснил выше на примере  настройки ноты «соль» 1 октавы. Сначала подстраиваем 1 струну, далее 2 струну к 1 струне в унисон и далее подстраиваем 3 струну к 2-м уже настроенным струнам. Все струны подстраиваются в унисон.

В басовом регистре есть ноты, в которых только 2 струны. Их подстраивать проще. Сначала настроил одну, заглушив соседнюю клинком, потом к ней подстроил другую. А самые низкие басовые звуки только по 1 струне. Тут все понятно.

Вот таким образом можно улучшить звучание инструмента.

До какой степени улучшить? Это зависит от требований к звучанию инструмента и от музыкального слуха человека, который производит данную подстройку.

Уверен.

Поняв принцип подстройки, можно достаточно хорошо и даже удовлетворительно, для пользователя-хозяина инструмента, поддерживать общее звучание инструмента.

Если пользователю-хозяину инструмента не нравится своя работа-подстройка, то вызывайте специалиста. И очень вероятно еще и то, что ваше пианино не будет настроено точно в камертон (440 Гц). И это тоже удел профессионалов.

Существует еще и проблема западания клавиши.

Причин этого великое множество.

Чтобы разобраться с западанием клавиши, посоветую на момент занятия этим делом стать исследователем.

Для этого дополнительно к выше перечисленным этапам разборки пианино необходимо снять еще крышку, которая закрывает клавиатуру. Она закреплена 2 шурупами по краям неподвижной планки, к которой закреплена непосредственно крышка. Эти шурупы надо выкрутить отверткой и убрать эту планку с крышкой. Перед вами откроется относительно свободный доступ к механике и клавиатуре.

Далее.

Нужно внимательно рассмотреть, как работает соседняя хорошо работающая клавиша и просто напросто сравнить с той, которая плохо работает. Нажимать клавиши надо по очереди. С начала хорошо работающую, а потом западающую. Нажимать на клавиши надо медленно, чтобы понять, как перемещаются узлы механики. Если оба узла механики работаю одинаково, а клавиша продолжает западать, то проблема в самой клавише. Надо определить в каком месте она заклинивается, или зажимается и убрать этот зажим или помеху. Может быть между телом клавиши, что-нибудь попало. В материале подготовка инструмента к игре есть некоторое объяснение причин западания.

Уважаемый читатель, поскольку Вы интересуетесь данным вопросом  Вы творческий пользователь. Поэтому я могу предположить, что Вас должен заинтересовать такой актуальный раздел, как клиентам и пользователям фортепиано , в котором я постарался изложить все самое полезное для пользователей пианино и рояля. Подобной информации нет ни в одном паспорте, прилагаемом к инструменту.

Надеюсь, что мои советы Вам хоть чуть-чуть помогут. Главное крутить колок микронными шагами, чтобы далеко не уйти от унисона, и при этом внимательно слушать звук ноты.

В качестве утешительной информации предлагаю статью об электропианино. Почитайте и порадуйтесь, какой у Вас прекрасный инструмент. Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского, кафедра Специальное фортепиано, класс Народной артистки России профессора Панковой Наталии Георгиевны, г. Екатеринбург.  Лариса Андреевна профессионально и доступным языком объясняет принципиальные отличия цифрового пианино от живого инструмента.

Желаю успехов.

Геннадий.

P.S. Если есть время, погуляйте по моему сайту www.pianoexpert.ru

Может быть я вам еще и пригожусь .

Каково устройство пианино?

Если вы начинающий пианист, то вам будет полезно узнать о своем инструменте немножко больше, чем знают те, кто с фортепиано дела не имеет. Сейчас здесь будет рассказано том, как устроено фортепиано и что происходит, когда мы нажимаем на клавиши. Получив эти знания, быть может, вы еще и не сумеете настроить пианино самостоятельно, но, по крайней мере, будете иметь представление о том, как устранить мелкие неполадки фортепиано и продолжить занятия до прихода настройщика.

Что мы обычно видим снаружи, когда смотрим на пианино? Как правило, это некий «черный ящик» с зубками-клавишами да ножками-педалями, главный секрет которого скрыт внутри. А что же внутри этого «черного ящика»? Здесь мне бы хотелось остановиться на мгновение и процитировать строки известного стихотворения для детей Осипа Мандельштама:

Городок внутри рояля.

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица – струна

В этом городе видна.

В каждом пианино и рояле внутри  таинственного «черного ящика» скрывается такой «городок». Вот, что мы увидим, приоткрыв крышку пианино:

Теперь-то понятно, откуда берутся звуки: они рождаются в тот момент, когда молоточки ударяют по струнам. Давайте рассмотрим внешнее и внутреннее устройство пианино поподробнее. Каждое фортепиано состоит из трёх основных частей: корпуса, акустического (звукового) блока и ударно-клавишного механизма (механики) .

По существу, самая массивная часть пианино – его корпус. скрывающий все, что происходит внутри и защищающий все механизмы инструмента от пыли, воды, нечаянных поломок, проникновения внутрь домашних кошек и прочего безобразия. Кроме того, корпус выполняет важную роль несущего основания, которое не дает упасть на пол 200-килограммовой конструкции (примерно столько весит среднее пианино).

Акустический блок пианино или рояля образуют те детали, которые отвечают за то, чтобы инструмент издавал музыкальные звуки. Сюда мы отнесем струны (это то, что звучит), чугунную раму (на которую крепятся струны), а также резонансную деку (это большое полотно, склеенное из сосновых дощечек, которое отражает слабый звук струны, усиливая и выращивая его до концертной силы).

И, наконец, механика фортепиано – это целая система механизмов и рычагов, которые нужны для того чтобы клавиши ударяемые пианистом отзывались нужными звуками, и для того чтобы в нужный момент звучание, по желанию играющего музыканта, незамедлительно прерывалось. Здесь мы должны назвать сами клавиши, молоточки, демпферы и другие детали инструмента, сюда же можно отнести и педали.

Как же все это работает?

Звуки возникают от того, что молоточки ударяют по струнам. На клавиатуре фортепиано всего 88 клавиш (из них 52 – белые, а черные – 36). На некоторых старых фортепиано всего 85 клавиш. Это значит, что на пианино можно сыграть в общей сложности 88 нот, для этого внутри этого инструмента должно находиться 88 молоточков, которые будут ударять по струнам. А вот струн, по которым ударяют молоточки, оказывается, гораздо больше – их 220. Почему так? Дело в том, что каждой клавише изнутри отвечают от 1 до 3 струн.

Для низких громогласных звуков достаточно одной-двух струн, так как они длинные и толстые (даже имеют медную обмотку). Высокие звуки же рождаются благодаря коротким и тонким струнам. Как правило, громкость их не слишком сильна, поэтому усиливается добавлением ещё двух точно таких же. Вот и получается, что один молоточек ударяет не одну струну, а сразу три, настроенные в унисон (то есть на один и тот же звук). Группу из таких трех струн, которые издают один и тот же звук вместе, принято называть хором струн.

Все струны крепятся на специальной раме, которую отливают из чугуна. Она очень крепкая, так как должна выдерживать большую силу натяжения струн. Винты, с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн, называются колками (или вирбелями ). Вирбелей внутри фортепиано столько же, сколько и струн – 220, они расположены в верхней части большими группами и все вместе образуют вирбельбанк (банк вирбелей). Вкручиваются колки не в саму раму, а в мощный деревянный брус, который закреплен позади неё.

Можно ли настроить пианино самому?

Не советую, если вы не профессиональный настройщик, но кое-что  поправить вы всё-таки сможете. Когда происходит настройка фортепиано, то каждый из колков подкручивается специальным ключом так, чтобы струна зазвучала нужной высотой. Что делать, если какая-либо из струн ослабла и один их хоров выдает грязь? Вообще, нужно пригласить настройщика, если вы не делаете этого регулярно. Но до его прихода, эту проблему вполне можно разрешить самостоятельно, немного подтянув нужную струну.

Для этого сначала нужно определить, какая именно из струн хора расстроилась – это легко сделать, нужно посмотреть по какому хору ударяет молоточек, затем поочередно прослушать каждую из трех струн отдельно. После этого нужно будет просто немного повернуть колок этой струны по часовой стрелке, следя за тем, чтобы струна приобрела тот же строй, что и «здоровые» струны.

Где взять ключ для настройки фортепиано?

Как и чем настроить фортепиано, если нет специального ключа? Ни в коем случае не пытайтесь поворачивать колки плоскогубцами: во-первых, это не эффективно, во-вторых, вы можете пораниться. Для того чтобы подтянуть струну, можно использовать обычные шестигранники – такой инструмент есть в арсенале любого автовладельца:

Если дома нет шестигранников, рекомендую купить – стоят они совсем недорого (в пределах 100 рублей), продаются обычно наборами. Из набора выбираем шестигранник с диаметром в 8 мм и соответствующую головку, полученным инструментом можно легко отрегулировать положение любого из колков пианино.

Как видите, все довольно просто. Только, предупреждаю, что таким методом вы можете решить проблему на время. Не стоит, однако, увлекаться «подтягиванием колков» и отказываться от услуг настройщика: во-первых, увлёкшись, вы можете подпортить общий строй, во-вторых, это далеко не единственная необходимая операция для вашего инструмента.

Что делать, если порвалась струна?

Иногда на фортепиано лопаются (или ломаются, в общем, обрываются) струны. Что делать в такой ситуации до прихода настройщика? Зная устройство пианино, вы можете извлечь испорченную струну (снять ее с «крючка» внизу и с «колка» сверху). Но это еще не все…. Дело в том, что когда обрывается дискантовая струна, то вместе с ней теряет свой строй («расслабляется») одна из соседних (слева или справа). Её также придется убрать, либо закрепить внизу на «крючке», сделав узел, а затем подстроив уже знакомым способом до нужной высоты.

Что происходит при нажатии на клавиши фортепиано?

Теперь разберемся в том, как работает механика пианино. Вот рисунок-схема принципа работы фортепианной механики:

Здесь вы видите, что клавиша сама по себе никак не соединяется с источником звука, то есть со струной, а лишь служит своеобразным рычагом, который приводит в действие внутренние механизмы. В результате воздействия клавиши (та часть, которая видна на рисунке, скрыта, если смотреть снаружи), специальные механизмы передают энергию удара молоточку, и он ударяет по струне.

Одновременно с молоточком движется демпфер (подушечка-глушитель, которая лежит на струне), он отрывается от струны, чтобы не препятствовать её свободным колебаниям. Молоточек также после удара мгновенно отскакивает назад. Пока на клавиатуре нажата клавиша, продолжаются колебания струн, как только клавиша будет отпущена, демпфер опустится на струны, погасив их колебания, и звук прекратится.

Для чего фортепиано нужны педали?

Обычно у пианино или рояля бывает две педали, иногда три. Педали нужны для того, чтобы разнообразить, разукрасить звучание. Правая педаль отрывает от струн сразу все демпферы, в результате чего после отпускания клавиши звук не пропадает. С ее помощью мы можем добиться звучания в одновременности большего числа звуков, чем мы смогли бы сыграть только лишь одними пальцами.

Среди неискушённых людей распространено мнение о том, что если нажать правую педаль, то звук фортепиано станет громче. В некоторой степени это действительно верно. Музыканты же склонны оценивают не столько громкость, сколько обогащение тембра. При воздействии на струну при открытых демпферах, этой струне начинают отзываться многие другие, которые связаны с ней по акустико-физическим законам. В результате звук насыщается обертонами, делая его более полным, сочным и полётным.

Левая педаль также используется для создания особого рода красочности звучания. Своим действием она приглушает звук. На пианино и роялях левая педаль действует различными способами. Например, на пианино при нажатой (правильнее выразиться – взятой) левой педали молоточки приближаются к струнам, вследствие этого сила их удара снижается и соответственно уменьшается громкость. На рояле же, левая педаль при помощи особых механизмов так смещает всю механику относительно струн, что молоточек вместо трех струн ударяет всего одну, и это создает потрясающий эффект отдалённости или глубины звучания.

У фортепиано бывает ещё и третья педаль. которая располагается между правой педалью и левой. Функции этой педали могут быть различными. В одном случае это педаль-sostenuto. нужная для удержания отдельных басовых звуков, в другом – модератор. который сильно уменьшает звучность инструмента (например, для ночных занятий), в третьем случае средняя педаль подключает какую-нибудь дополнительную функцию. Например, опускает между молоточками и струнами планку с металлическими пластинками, и таким образом изменяет привычный тембр пианино на какую-либо «экзотическую» окраску.

Подведем итоги

Мы с вами узнали устройство пианино и получили представление о том, как настраивают фортепиано, научились устранять мелкие недостатки в работе инструмента до прихода настройщика. Предлагаю вам также посмотреть видео по теме статьи вы сможете подсмотреть за производством музыкальных инструментов на фабрике пианино Yamaha.

Если у вас остались вопросы, оставьте их в комментариях. Для того чтобы отправить статью своим друзьям. Используйте кнопки социальных сетей внизу данной страницы.

Настойка пианино

Настройка пианино или рояля – достаточно простой процесс, хотя многие, те кто "знают как", держат это в тайне. Да и в Интернет практически нет информации о том, как самому можно настроить пианино. Практически каждый, кто сталкивается с этим вопросом, находит только предложения о покупке учебных материалов, предложение поступить на курсы настройщиков, или находит непосредственно информацию о настройщике и его координатах. В Сети таких мастеров уже можно найти достаточное количество. чтобы сделать выбор. Не спорю, иногда среди них встречаются действительно настоящие мастера и профессионалы…

Вы можете быстро освоить простейшую технику настройки. используя указания на этой странице, но для хорошей настройки пианино или рояля нужен навык. Настройка пианино или рояля требует особого терпения и практики. Для хорошего, полного и сочного звучания нужно больше, чем настройка (подтяжка) струн. Профессиональным фортепианным мастерам необходимы годы для изучения нюансов. Упрощенный подход, данный здесь, может быть полезным для тех, кто желает обойтись без профессиональной настройки пианино или рояля лишь некоторое время, для тех, кто желает экспериментировать. Конечно, бывают случаи, когда даже профессиональные настройщики фортепиано отказываются настроить Ваш инструмент, по некоторым причинам. В таком случае, этот метод мог бы. по крайней мере, помочь Вам самостоятельно настроить фортепиано .

Но фортепиано – сложный инструмент. Иногда, достаточно трудно его настроить, если это отказался сделать профессионал. Кроме того, возможно необходимо интонирование и регулировка механики, чтобы осуществить качественную настройку. А рояль или пианино, которое не было настроено в течение нескольких лет, возможно, нуждается в настройке с повышением общего строя. По существу, профессиональный фортепианный мастер-настройщик делает расширенную настройку, делая несколько проходов, настраивая всё фортепиано, пока все октавы не будут в мелодии.

Будьте осторожны! Если небрежно и неосторожно проводить настройку, Вы можете оборвать струны, ослабить колки или допустить другие повреждения. В результате нужно будет проводить замену колков, струн и регулировать механику. Проводите подобного рода эксперименты на недорогих пианино, которые находятся в хорошем состоянии. Я не думаю, что нужно самостоятельно настраивать дорогое или антикварное пианино или рояль.

Но всё же, Вы сможете самостоятельно настроить Ваше фортепиано. Я расскажу о простейшем методе самостоятельной настройки пианино. Даже если Вы не чувствуете себя уверенными настроить все 88 клавиш, Вы хотя бы исправите неточности.

Я не рекомендую самодельные материалы и инструменты для настройки фортепиано. Используя хорошие, качественные инструменты, Вы будете иметь лучшие результаты, меньше расстройства, и будет менее вероятным повредить Ваше фортепиано.

Для настройки фортепиано Вам необходимо:

1. Резиновый клин или "заглушка". Для удобства могут пригодиться клинья различных размеров. Для настройки пианино или рояля необходимы, по крайней мере, два клина. Вы не сможете приглушить струны вашими пальцами, даже если у Вас три руки. Тепло от кончиков пальцев заставит металлическую струну расшириться. После того, как струна будет настроена, пройдет немного времени, она остынет и сожмётся. Поэтому настройка будет неправильной. Стоимость одного клина около 50 рублей.

2. Настроечный ключ. Фактически, специальный рычаг, чтобы провернуть колки. Существует много различных ключей. Лучшие модели, на мой взгляд, с заменяемыми головками, на тот случай, если Вы столкнётесь с ремонтным (большего размера) колком. Не приобретайте дешевый ключ, с ним тяжело работать и трудно чувствовать настройку. Средняя стоимость хорошего комплекта примерно 3-5 тыс.р.

3. Электронный тюнер. Можно, конечно, использовать камертон, но это слишком трудно. С помощью электронного тюнера настраивать фортепиано намного легче и быстрее. Можно использовать любой недорогой тюнер, который предназначен именно для настройки фортепиано. Средняя цена электронного тюнера 1-2 тыс.р. Есть более сложные электронные тюнеры для настройки фортепиано, которыми пользуются многие профессионалы, вместо того, чтобы использовать камертон, но их стоимость очень велика.

4. Дополнительный источник освещения. Можно использовать обычную настольную лампу, установив её на верхней крышке пианино.

Итак, приступаем к настройке фортепиано

1. Постарайтесь, чтобы Вы были в комнате одни. Прикройте двери, чтобы не было посторонних звуков и шума. Настройка фортепиано требует концентрации.

2. Начинайте настройку со средней октавы, от ноты "До" первой октавы до ноты "До" второй октавы. Каждый молоток фортепиано ударяет одну – три струны. Выберите одну струну для настройки, если их три, две остальные зажмите резиновым клином, вставив его между струн. Внимательно найдите колок, на котором находится струна, которую Вы хотите настроить. Подключите тюнер и установите нужную частоту. К примеру, нота "Ля" первой октавы должна соответствовать 440 Гц. Поворачивайте колок ключом до тех пор, пока электронный тюнер не покажет, что достигнута необходимая частота вибрации струны. Тюнер автоматически обнаруживает частоту, которая необходима.

Натягивайте струны медленно. Из-за слишком быстрого натяжение струна может оборваться, особенно если это старая струна. Если струна звучит значительно низко, необходимо натягивать её в несколько шагов, делая перерыв на несколько минут между натяжениями.

Аккуратно поворачивайте колок. Крутите мягко, не сгибая его, и не шевелите в стороны. Старайтесь вращать колок как можно меньше. Слишком частое вращение и шевеление могут ослабить его. Легко вращающийся колок не будет хорошо держать натяжение, и струна будет постоянно расстраиваться. Ослабленные колки должны быть заменены профессионалом. Правильная техника вращения колка, особенно в заключительном движении, помогает фиксировать колок в нужном положении. Это достигается с практикой. Чем опытней настройщик, тем дольше фортепиано держит строй.

Перед натяжением струны сначала лучше её немного ослабить, особенно если Вы, случайно вращаете колок не той струны, которую хотите настроить. Чрезмерное натяжение струны может стать причиной её обрыва. Это общая ошибка всех неопытных настройщиков.

3. После того, как первая струна настроена, переставьте клин так, чтобы первая струна и вторая были свободными, но третья была заглушена. Отсоедините тюнер. Переставьте ключ на колок второй струны. Поворачивайте второй колок до тех пор, пока не услышите, что две струны звучат в унисон. Повторите то же с третьей струной при необходимости, но со всеми удаленными клиньями.

Вы бы могли настроить все три струны с электронным тюнером, но это не так легко, как кажется. На слух настроить струны быстрее и это будет лучше.

4. Повторите п.п. 2 и 3 для каждого ключа в средней октаве. Далее, используя первую октаву как эталон, настройте другие октавы на слух. Настройте одну струну (приглушая другие клиньями), но уже сравнивая со звучанием в средней октаве, а не электронным тюнером. Потом настройте другую струну в соответствии с первой, как описано выше. Повторите это для всех октав. И вот – Ваше фортепиано настроено!

Альтернативно, Вы могли бы использовать тюнер, чтобы настроить все октавы на фортепиано. Но проблема в том, что в нижних октавах звучание слишком низко, а в верхних слишком высоко, и электронный тюнер не всегда может точно определить необходимую частоту. Настройка "на слух" более эффективна.

В действительности, практически все рояли и пианино настраиваются по-своему. Резонансы уникальны для каждого фортепиано. Математически правильная настройка фактически звучит из строя, особенно в очень высоких и низких октавах. Старайтесь не использовать тюнер всякий раз, когда можно настроить на слух, это даст Вам лучший результат. Тогда Вы настроите Ваше фортепиано максимально близко к тому, как это делает профессионал, который настраивает фортепиано на слух.

Профессиональный мастер-настройщик фортепиано может настроить только "Ля" первой октавы с камертоном, а все остальные на слух. Есть электронное оборудование и программное обеспечение, которое может помочь вычислить точные частоты, но они дороги. Данный метод настройки, по которому мы настраиваем всю первую октаву при помощи тюнера, не является лучшим, но различия со стандартом достаточно маленькие, что сможет заметить только профессионал с абсолютным слухом.

Внимание!

Информация на этой странице не заменит профессионального фортепианного мастера – настройщика!

Автор не несёт никакой ответственности за возможную порчу Вашего рояля или пианино в результате Ваших действий!

Можно ли самому настроить пианино

Для настройки инструмента лучше всего вызвать фортепианного мастера

Уже много говорилось о том, что фортепиано имеет свойство со временем терять свой строй, а, помимо этого, могут возникнуть и иные проблемы, которые негативным образом сказываются на качестве звучания инструмента и, соответственно, на качестве исполняемой вами музыки.

Сразу скажу, в этом случае я настоятельно рекомендую вызвать мастера, который сможет все безукоризненно исправить. Но, возможно, вы решили сами углубиться в эту тему, сочли, что уровень вашего слуха уже вполне достаточен для того, чтобы самому с этим справиться, и что вы подходите для этой работы. В любом случае знания никогда не бывают лишними, и я не могу отказать вам в их получении по мере моих скромных возможностей.

Для этой статьи мне специально пришлось пообщаться с очень опытным мастером-настройщиком, ибо в этом деле необходимо на самом деле недюжинное мастерство и развитый слух, который будет максимально близок к абсолютному. Но, если вы только начали играть, не имеете особого музыкального опыта, то, пожалуйста, не делайте этого сами!

Я вас предупредил, струны, конечно, порвать достаточно сложно (только если вы перетяните их минимум на октаву), но если такое произойдет, то их будет достать значительно сложнее, чем гитарные, которые можно приобрести в любом музыкальном магазине.

Данный материал даст вам общее представление о настройке пианино. ведь, чтобы познать тонкости этого процесса, тот самый настройщик предложил переслать мне бандеролью пару «книжек» размером с томик Маркса-Энгельса каждая.

Что мне поведал опытный мастер, который захотел остаться инкогнито

Настройка фортепиано состоит в том, чтобы привести в соответствие все струны между собой, и чтобы они соответствовали идеальному строю.

Действие начинается с регулировки так называемой зоны темперации. Темперацию изобрел Иоганн Себастьян Бах, в её подтверждение  он написал «48 прелюдий и фуг для хорошо темперированного клавира» (клавиром в XVII—XVIII веках называли все струнные клавишные инструменты). Именно благодаря этому изобретению великого композитора клавиатура фортепиано представляет собой тот инструмент, к которому мы на сегодняшний день привыкли. Все достаточно хитро… Если бы не была изобретена темперация, то играть было бы крайне неудобно и возможности в плане игры были бы весьма ограничены. Проще говоря, темперация – это умышленное незначительное искажение строя интервалов от чистых, в угоду удобству музыкантов. Без неё черные клавиши располагались бы не постоянно в одних и тех же местах, а одна линия клавиш октав была бы шире другой.

Вирбельбанк

Что касается настройки на физическом уровне, основной частью фортепиано, с которой работают настройщики это вирбельбанк. Вирбеля – это специальные пианинные колки,  которые имеют микронную резьбу, с помощью которой достаточно небольшого движения, чтобы изменить натяжение струн; сделан он из склеенных из разных пород древесины брусочков; расположены они в вирбельбанке под небольшим углом. Вирбельбанк – специальная доска для колков, которая удерживает струну в настроенном состоянии за счет силы трения. Для их регулировки применяется специальный настроечный ключ, который становится лучшим другом мастера: многие настолько за годы привыкают к своему личному инструменту, что если им дать аналогичный другой, то справляться они будут хуже. Установив ключ на вирбель, мастер очень аккуратными движениями либо повышает строй, натягивая колок, либо его понижает, ослабляя.

Особую сложность вызывает то, что на каждую ноту может приходиться от одной до трёх струн – по одной толстой струне в нижнем, басовом, регистре; по 2 в части среднего регистра, и по три до конца клавиатуры. Струны, которые относятся к одной ноте, называются хором – струны одного хора имеют одинаковую толщину, настраиваются одинаково, но они отличаются по длине, хоры нужны для увеличения длительности и насыщения звука.

Основная проблема заключается в том, что струны пианино расположены на очень малом расстоянии друг от друга, меньше 5 мм, и вызывает затруднение проверять настройку каждой струны по одной. Для решения этой трудности используются клинки. Они используются для заглушки крайних от настраиваемой струн, настройка же всегда начинается со средней струны в хоре. Клинки представляют собой простой вырезанный из резины заостренный треугольник, для заглушки самых тонких струн для удобства используются деревянные клинки. Вместо клинков используют также плотную резиновую ленту, работает она аналогичным образом, но процесс настройки замедляется, ибо ею сложнее заглушить струны.

Сам процесс настройки струн – дело куда более тонкое, чем вы даже можете представить, настраивать все струны подряд – это неправильно и непрофессионально, существуют специальные методики.

В первую очередь возникает вопрос, с помощью чего извлекается абсолютно чистая нота, на которую впоследствии и идёт ориентирование. Самый старый инструмент, используемый для этого – камертон . Камертон сделан в форме вилки с двумя зубцами, на конце ручки находится шарик, сначала камертоном бьют о твёрдую поверхность, а после этого прислоняют его к хорошо резонирующему материалу (но, в принципе, также подойдет любая твёрдая поверхность). Камертон начинает резонировать с ней, и он выдает звук, который соответствует ноте Ля первой октавы. Также некоторые мастера используют современные дорогие тюнеры, дешевые хроматические для гитары для этого не подходят. Но все равно самой правильной является настройка на слух, после одного удара камертона настройщик пианино пользуется исключительно слухом для окончательной настройки.

Существует несколько методик, по которым настраивается пианино.

Первая называется квартово-квинтовая – наиболее точная и часто применяемая, новички же обычно начинают с квинтово-октавной. В любом случае настройка начинается с ноты Ля малой октавы до ноты Ля первой темперации.

Процесс квартово-квинтовой настройки осуществляется следующим образом:

  1. Сначала с помощью камертона выстраивается октава между ля малой октавы и Ля первой.
  2. Настройка по одной струне: клинками изолируется по две крайние струны. Потом слева направо подстраиваются крайние струны хора.
  3. Собственно почему метод имеет такое название: настройка идет путем чередования кварт (4 полутона) и квинт (5 полутонов): к примеру после Ля справа налево (напомню, что настройка идет по одной октаве) идет настройка Ре квинта, после Ре идет квинта до Соль (слева направо), от Соль идёт на До (квинта, справа налево), от До вверх на Фа, от Фа на До-диез и так далее. Всё должно идти чётко по интервалам – это обеспечивает максимальное качество настройки.
  4. Опять же напоминаю про темперацию – на кварте звук повышается на «одно биение в секунду» (термин имеет отношение к звуковым волнам), на квинте соответственно идет понижение на одно биение в секунду.
  5. Проверка качества настройки – нужно проверять по малым терциям (содержит полтора тона), по настраиваемому способу (кварта-квинта), поиграть на фортепиано сложные вещи, например «Ave Maria» или любое произведение Баха (здесь в принципе не столь важно что, важно как – у неопытного пианиста вряд ли получится раскрыть все новые возможности отстроенного инструмента).

В кварто-октавной настройке все ступени, кроме третьей, аналогичны кварто-квинтовой, но процесс осуществляется с помощью другого интервального принципа. Сначала идет подъём вверх по квинте, а потом вниз на октаву: квинта от Ля первой октавы на Ми второй, потом октава с Ми- второй октавы на Ми первой октавы, от Ми первой на Ля-бемоль и так далее. Этот способ более прост, но он более неточен, потому что чем шире интервал, тем больше будет погрешностей.

Время на настройку у каждого уйдет разное. По словам мастера, его самая первая настройка заняла 5 с половиной часов, сейчас на крайне срочную настройку он потратит 35-40 минут, обычно же он тратит на это 1,5 часа. Также он рассказал о советском настройщике по фамилии Волков, который был виртуозом своего дела – он настраивал на мастер-классах фортепиано за 20 минут и при этом не использовал заглушек, что, впрочем, не сказывалось на качестве настройки. Кстати этот человек в своё время изобрел конструкцию, при которой пианино настраивалось бы только один раз еще во время его изготовления, но этот способ не нашёл отклика, так как должны были активно использоваться металлические детали, а это сказалось бы на акустических свойствах инструмента (считайте это городской легендой).

Отстройка пианино – основное занятие мастера, однако это не единственная проблема, с которой ему предстоит столкнуться и, разумеется, решить.

Интонировка – одни молоточки используются чаще и уплотняются лучше, чем те, которые используются реже, их фетр (войлок на молоточках) смещается. Его нужно спрессовать или, наоборот, ослабить. Уплотнение молоточков происходит с помощью интонировочной иглы, фетр уплотняется к центру.

Шпиллер рояля

Часто встречаются также проблемы сошпиллером – это «толкатель» молоточка, при нажатии на клавишу он отпрыгивает назад и приводит в движение молоточек. Пружина, которая является движущим механизмом, может сломаться, выпадать из шлейфа, из-за этого клавиши могут цепляться друг за друга, западать, что, конечно же, очень мешает игре.

Струны, хотя и редко, но рвутся. Кстати, вы знали, что сила их натяжения достигает 18 тысяч килограмм? Представьте, если учесть, что в пианино обычно 220 струн, что общая сила их натяжения около 4000 тонн, все очень серьёзно, не правда ли? Извините, отвлёкся. Так вот, если струна рвется, то достать новую не так просто: обычно их берут из старых ненужных пианино, делают самостоятельно из струнной проволоки или заказывают на фабриках по производству фортепиано, что весьма проблематично и недешево. Так что будьте аккуратнее!

Также настройщики очищают пианино изнутри, проводят общую диагностику и, по мере выявления проблем, исправляют их, так что вы можете смело считать их музыкальными врачами. Поэтому цените этих людей это не самая распространённая профессия, а без них пианисты были бы как без рук.

как настроить пианино самому?

BNTAJlNN Ученик (103), закрыт 4 года назад

Luna Ya Просветленный (29965) 4 года назад

Настройка пианино или рояля – достаточно простой процесс, хотя многие, те кто "знают как", держат это в тайне. Да и в Интернет практически нет информации о том, как самому можно настроить пианино. Практически каждый, кто сталкивается с этим вопросом, находит только предложения о покупке учебных материалов, предложение поступить на курсы настройщиков, или находит непосредственно информацию о настройщике и его координатах. В Сети таких мастеров уже можно найти достаточное количество, чтобы сделать выбор. Не спорю, иногда среди них встречаются действительно настоящие мастера и профессионалы…

Вы можете быстро освоить простейшую технику настройки, используя указания на этой странице, но для хорошей настройки пианино или рояля нужен навык. Настройка пианино или рояля требует особого терпения и практики. Для хорошего, полного и сочного звучания нужно больше, чем настройка (подтяжка) струн. Профессиональным фортепианным мастерам необходимы годы для изучения нюансов. Упрощенный подход, данный здесь, может быть полезным для тех, кто желает обойтись без профессиональной настройки пианино или рояля лишь некоторое время, для тех, кто желает экспериментировать. Конечно, бывают случаи, когда даже профессиональные настройщики фортепиано отказываются настроить Ваш инструмент, по причинам, указанным здесь. В таком случае, этот метод мог бы, по крайней мере, помочь Вам самостоятельно настроить фортепиано.

Но фортепиано – сложный инструмент. Иногда, достаточно трудно его настроить, если это отказался сделать профессионал. Кроме того, возможно необходимо интонирование и регулировка механики, чтобы осуществить качественную настройку. А рояль или пианино, которое не было настроено в течение нескольких лет, возможно, нуждается в настройке с повышением общего строя. По существу, профессиональный фортепианный мастер-настройщик делает расширенную настройку, делая несколько проходов, настраивая всё фортепиано, пока все октавы не будут в мелодии.

Будьте осторожны! Если небрежно и неосторожно проводить настройку, Вы можете оборвать струны, ослабить колки или допустить другие повреждения. В результате нужно будет проводить замену колков, струн и регулировать механику. Проводите подобного рода эксперименты на недорогих пианино, которые находятся в хорошем состоянии. Я не думаю, что нужно самостоятельно настраивать дорогое или антикварное пианино или рояль.

Легенды и мифы фортепианостроения

Мой "предыдущий" настройщик фортепиано был лучше.

Как это не парадоксально, но "хорошесть" настройщика зависит не столько от его профессиональных умений, сколько от того, какое впечатление на клиента он произведёт. Это знают все работники сферы услуг. Причем СУБЪЕКТИВНОЕ впечатление клиента, основанное на его жизненном опыте, важнее желания мастера понравиться ему. Клиенты часто не знают

-что с течением времени инструменты начинают хуже звучать (возникают претензии, мол мой предыдущий настройщик. и т.д.);

-что в разное время года разные инструменты звучат по-разному, что обусловлено состоянием деки (некоторые инструменты лучше настраиваются летом, а некоторые -зимой.);

-что такое темперированный строй (вот уж в самом деле кошмар! Объясняешь, что большие терции расширяются, а малые суживаются, а на тебя смотрят, как на жулика. );

- что существуют ситуации, когда инструмент в принципе невозможно точно настроить (фальшиво звучащие струны, искорёженные и потрескавшиеся штеги. );

-что каждый инструмент имеет свой предел точности настройки (у меня была клиентка, которая осталась очень недовольна тем, что её малогабаритное пианино "Рёниш" не зазвучало, как концертный рояль "Эстония" в музыкальной школе);

-что чистота строя инструмента и комфортность его звучания - не одно и то же;

О последнем добавлю особо. Фортепиано фирмы "Блютнер", например, хороши тем, что если даже строй "поплыл", то инструмент всё равно звучит приятно. А современный рояль или пианино "Красный Октябрь" хорошо звучит только в первый момент после настройки. Стоит струне в хоре чуть-чуть "уйти" - создаётся впечатление диссонанса. Когда у инструмента много "фальшивых струн" и его невозможно довести до состояния, устраивающего клиента, я невольно уподобляюсь герою байки Башмета. расказанной им на мастер классе. Был такой телефильм. Однажды, молодому Башмету, пришлось встать за дирижёрский пульт. Он долго и витиевато "объяснял" музыкантам свою творческую концепцию, пока один из лабухов (представьте, какие музыканты были в оркестре, приглашённым для обучения студентов) не буркнул угрюмо: "Слушай, ты это. Скажи лучше, играть громче или тише, быстрее или медленнее?" Так и я с клиентами: они мне говорят, что не нравится какая-то нота, а я им: "Выше или ниже?".

Пианино надо только настроить

"Красный Октябрь" - хорошее пианино

У меня отличный инструмент, его надо только покрасить!

Если уж покупать подержанный инструмент, то только "Петрофф"!

Если постараться, то можно найти старинный инструмент в хорошем состоянии

Я не хочу покупать инструмент, которому делали ремонт!

Ремонтировать советское черное пианино 60-х годов не имеет смысла.

Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть

Какой ужас. Трещина в чугунной (бронзовой) деке :-(

Источники:
http://www.pianoexpert.ru, http://music-education.ru, http://royal-spb.narod.ru, http://propianino.ru, http://otvet.mail.ru, http://musickost.ru/mif.html