Н А В И Г А Ц И Я

ПОПУЛЯРНОЕ

Как играть вальс на пианино

(*) Ваш IP-адрес определился и будет сохранен. Но он не будет ... Далее

Пианино сайт

Онлайн пианино - сайт, где Мы собрали самые удивительные ... Далее

Найти пианино

Здесь вы можете бесплатно скачать ноты фортепианных произведений ... Далее

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пианино Мастер Хотели сделать из своего смартфона ...

Как выбрать цифровое пианино Информация о моделях цифровых пианино, ...

Зимние песенки От издателя. Книжка содержит следующие песни: В лесу ...

Главная » Любимый интрумент пианино

Ключ пианино

Ключ пианино

Как самостоятельно изготовить ключ для настройки пианино?

Универсальный ключ для настройки фортепиано.

В связи с тем, что в постсоветском пространстве сложилась критическая ситуация с обслуживанием и ремонтом фортепиано, предлагаю Вашему вниманию некий совет по приобретению своего ремонтно-настроечного ключа. Ни для кого не секрет, что и в советское время настройка пианино, являлась темой закрытой, непонятной для простого потребителя и «ставила» клиента перед неотвратимой дилеммой приглашать для настройки специалиста, если таковой был, или до конца дней играть на «кислых фортепианах» (И. Тургенев).

В данной статье мне бы не хотелось бы, затрагивать сложную и подчас необъяснимую систему этих взаимоотношений: настройщик-клиент. Владелец советского инструмента в большинстве случаев имеет весьма поверхностные знания о работе и качестве собственного пианино. Настройщик, вызванный устранить какие-либо дефекты, не всегда имеет необходимую квалификацию и специальное оборудование. Хорошо, когда, приглашённому мастеру удаётся настроить подобный «шедевр музсовпрома». И, клиент доволен, что инструмент зазвучал. Клиент, имея собственные представления о работе мастера, считает, что заплатил за услугу дорого. Настройщик считает, что ЭТО стоит, по его мнению, гораздо дороже, постоянно сетует на собственную бедность и непонимание людей.

В настоящее время непонимание усугубляется ещё и тем, что в небольших городках и сёлах, по причине отсутствия сервисной службы, хорошо если кто-то вообще практикует, складывается ситуация полного отсутствия какой-либо информации по предмету и хотя бы приблизительных расценок на данный вид услуг. В полном неведении по этому вопросу остаются районные центры и города. Причина банальна, СССР полностью разрушен, а «нового государства», со всеми его функциями, увы, пока, что-то не видно. Родители, искренне желающие, чтобы их чадо постигало чарующий мир искусства, лишь ограничиваются покупкой б/у пианино. В некоторых случаях это пианино, когда-нибудь и кем-нибудь, якобы настраивается. Ребёнок оказывается заложником некомпетентных взрослых и плохого качества своего инструмента. Часто подобное противоречие приводит к отторжению желания ребёнка в обучении музыке. Финансовая сторона, конечно же, в этом вопросе главная, но не всегда. Предположим, что родителям, имеющим необходимые средства, удалось приобрести технически исправное пианино, однако, если его не отрегулировать, то как было сказано раньше, толку от занятий на нём не будет. И, вот тут то и возникает извечный русский вопрос: «Что делать?»

Далее, речь пойдёт о том, как быть в сложившейся ситуации, когда у Вас дома стоит пианино, но правильно «играть отказывается». Вам не остаются нечего другого, если настройщика нет и, в ближайшей перспективе, не предвидится, как настроить его для занятий самостоятельно, естественно, если у Вас имеются хотя бы зачатки музыкального слуха, и Вы представляете себе, как это делается в принципе. Самое главное, с чего необходимо начать, так это изготовить настроечный ключ. Дело в том, что я бы не советовал, покупать заводской ключ, который в руках опытного настройщика более удобен, однако, вследствии наличия некоторых конструктивных недостатков, может стать причиной необратимых повреждений колка. Вам необходимо обслуживать собственный инструмент и нет необходимости тратить деньги за дорогостоящий ключ, который нужен профессионалу-ремонтировщику.

Нельзя пробовать подстраивать неправильные звуки при помощи пассатижей или каких-либо других приспособлений. Так, как в моей практике бывали случаи, когда папаши брали в руки пассатижи и пытались настроить инструмент. Результат, увы, как правило, отрицательный. Ноты, звучащие не верно, так и не стали выдавать нужного тона, а колок, то есть специальный стержень, на котором зафиксирована струна, к сожалению, оказывается поврежденным. На такой колок отказывается «лезть» профессиональный ремонтный ключ и стоит большого труда его демонтировать и вновь установить в рабочее положение.

Так с чего же начать? Либо Вы находите колок нужного размера идентичный колку, установленному на Вашем инструменте, или при помощи обычного накидного гаечного ключа, естественно, предварительно освободив колок от струны, выкручиваете САМЫЙ крайний (справа) колок на собственном инструменте. Второе предпочтительнее, так как ключ, изготовленный по колку из Вашего пианино, будет наиболее качественно и безболезненно работать для всех колков. Имея в наличии колок, Вам необходимо обратиться на завод, который занимается кузнечно-прессовыми работами и термической обработкой металлов. В задании нужно указать, чтобы ключ был изготовлен по форме колка. Главная техническая характеристика ключа: желательна хромоникелевая сталь типа 18ХНВА, либо нечто подобное по характеристикам. Ключ должен быть изготовлен с небольшой «слабиной» между рабочими гранями ключа и колком. После изготовления ключ должен быть подвергнут термической обработке до твёрдости рабочих граней не менее180 HRC.

Важна и геометрия ключа. Для начала Вам нужно изготовить ключ, диаметр головки которого чуть больше размера грани колка, буквально на 0,5-1,0 мм. Прочность и твёрдость которого, если он был изготовлен по моим рекомендациям, вполне обеспечат настройку Вашего инструмента и он «подойдёт» ко всем колкам, даже в тех местах, где расстояние между колками совсем малое. Я в своей практике ремонтных работ использую несколько подобных ключей с увеличенным диаметром головки, но это уже следующий этап вашей «профессиональной» подготовки, как настройщика.

В чём же существенное преимущество, изготовленного таким способом ключа, над так называемым «классическим» или «шведским»? Дело в том, что в нашей ситуации, изготовленный по колку ключ решит проблему не только настройки (темперации звуков), но и позволит осуществлять некоторые эпизодические ремонтно-восстановительные работы. А именно, замены порванных струн и укрепление строя. Наш ключ, обладая высокими прочностными качествами и твёрдыми гранями, способен обеспечить полноценный контакт с колком, исключает даже незначительное механическое повреждение внешних граней колка, смятие его граней, так как его рабочие поверхности имеют контакт со всей конусной головкой колка, а не с местным, небольшим его участком, как у стандартных ключей, при работе которыми, вследствии значительных усилий, приложенных к ограниченному участку колка, не исключаются некоторые остаточные деформации и повреждения граней колка. Внутренние грани «нашего» ключа полностью повторяют стандартные размеры колков, изготовлены на конус. То есть, кроме долговечности, он ещё и универсальный, так как подойдёт для настройки любого инструмента, головка ключа безболезненно обеспечит необходимую фиксацию с колками любого размера, которые незначительно разнятся у разных инструментов.

Заказывайте, изготовляйте ключ по предложенному мною способу и овладевайте знаниями по настройке пианино. Если при изготовлении ключа будут соблюдены все, описанные ранее характеристики, и Вам «медведь на ухо не наступил», то хороший строй Вам обеспечен! Работу с таким ключом можно посмотреть здесь:

Как читать ноты (Урок 2)

Объявления

На прошлом уроке  нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть,  в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый ,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава > контроктава > большая октава > малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше,  являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта.  

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью,  киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Половинная = ? целой

Четвертые = ? половинной = ? целой

Восьмая =  ? четверти = ? половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4).  То какое их количество может поместиться в такте указывает размер .

Итак, у нас  остался один завершающий штрих – размер такта .

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта. то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера означает сколько в такте долей, а нижняя какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

1 целая

2 половинная

4 четвертная

8 восьмая

16 шестнадцатая

32 тридцать вторая ит.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Как видите, весь такт является ? от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. есть максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ? все будет чуть-чуть сложнее:

? = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ?.

Ключ пианино

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8 и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам, о том что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

1) В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это скрипичный ключ.

2) После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).

3) 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.

4) Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.

5) Две восьмые ноты Ре первой октавы.

6) Тактовая черта.

7) Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино  оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно,  если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в  качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот .

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

Ключ для настройки фортепиано

Ключ для настройки фортепиано из высококачественной нержавеющей стали с деревянной рукояткой облегчит настройку Вашего инстумента.

Деревянная лакированная рукоятка из двердых пород дерева с закругленным концом удобна в использовании.

Ключ для настройки фортепиано Вы получите в удобном тканевом мешочке со шнурком(ОСТАЛИСЬ БЕЗ ЧЕХЛА)

  • Восьмигранная головка для 6-ти мм колков
  • Длина деревянной рукоятки 18 см.
  • Общая длина 25 см.

Ключ для настройки фортепиано, пианино, рояля

Настройка и ремонт фортепиано, обучение детей музыке

В связи с тем, что в постсоветском пространстве сложилась критическая ситуация с обслуживанием и ремонтом фортепиано, предлагаю Вашему вниманию некий совет по приобретению своего ремонтно-настроечного ключа. Ни для кого не секрет, что и в советское время настройка пианино, являлась темой закрытой, непонятной для простого потребителя и «ставила» клиента перед неотвратимой дилеммой приглашать для настройки специалиста, если таковой был, или до конца дней играть на «кислых фортепианах» (И. Тургенев).

В данной статье мне бы не хотелось бы, затрагивать сложную и подчас необъяснимую систему этих взаимоотношений: настройщик-клиент. Владелец советского инструмента в большинстве случаев имеет весьма поверхностные знания о работе и качестве собственного пианино. Настройщик, вызванный устранить какие-либо дефекты, не всегда имеет необходимую квалификацию и специальное оборудование. Хорошо, когда, приглашённому мастеру удаётся настроить подобный «шедевр музсовпрома». И, клиент доволен, что инструмент зазвучал. Клиент, имея собственные представления о работе мастера, считает, что заплатил за услугу дорого. Настройщик считает, что ЭТО стоит, по его мнению, гораздо дороже, постоянно сетует на собственную бедность и непонимание людей.

В настоящее время непонимание усугубляется ещё и тем, что в небольших городках и сёлах, по причине отсутствия сервисной службы, хорошо если кто-то вообще практикует, складывается ситуация полного отсутствия какой-либо информации по предмету и хотя бы приблизительных расценок на данный вид услуг. В полном неведении по этому вопросу остаются районные центры и города. Причина банальна, СССР полностью разрушен, а «нового государства», со всеми его функциями, увы, пока, что-то не видно. Родители, искренне желающие, чтобы их чадо постигало чарующий мир искусства, лишь ограничиваются покупкой б/у пианино. В некоторых случаях это пианино, когда-нибудь и кем-нибудь, якобы настраивается. Ребёнок оказывается заложником некомпетентных взрослых и плохого качества своего инструмента. Часто подобное противоречие приводит к отторжению желания ребёнка в обучении музыке. Финансовая сторона, конечно же, в этом вопросе главная, но не всегда. Предположим, что родителям, имеющим необходимые средства, удалось приобрести технически исправное пианино, однако, если его не отрегулировать, то как было сказано раньше, толку от занятий на нём не будет. И, вот тут то и возникает извечный русский вопрос: «Что делать?»

Далее, речь пойдёт о том, как быть в сложившейся ситуации, когда у Вас дома стоит пианино, но правильно «играть отказывается». Вам не остаются нечего другого, если настройщика нет и, в ближайшей перспективе, не предвидится, как настроить его для занятий самостоятельно, естественно, если у Вас имеются хотя бы зачатки музыкального слуха, и Вы представляете себе, как это делается в принципе. Самое главное, с чего необходимо начать, так это изготовить настроечный ключ. Дело в том, что я бы не советовал, покупать заводской ключ, который в руках опытного настройщика более удобен, однако, вследствии наличия некоторых конструктивных недостатков, может стать причиной необратимых повреждений колка. Вам необходимо обслуживать собственный инструмент и нет необходимости тратить деньги за дорогостоящий ключ, который нужен профессионалу-ремонтировщику.

Нельзя пробовать подстраивать неправильные звуки при помощи пассатижей или каких-либо других приспособлений. Так, как в моей практике бывали случаи, когда папаши брали в руки пассатижи и пытались настроить инструмент. Результат, увы, как правило, отрицательный. Ноты, звучащие не верно, так и не стали выдавать нужного тона, а колок, то есть специальный стержень, на котором зафиксирована струна, к сожалению, оказывается поврежденным. На такой колок отказывается «лезть» профессиональный ремонтный ключ и стоит большого труда его демонтировать и вновь установить в рабочее положение.

Так с чего же начать? Либо Вы находите колок нужного размера идентичный колку, установленному на Вашем инструменте, или при помощи обычного накидного гаечного ключа, естественно, предварительно освободив колок от струны, выкручиваете САМЫЙ крайний (справа) колок на собственном инструменте. Второе предпочтительнее, так как ключ, изготовленный по колку из Вашего пианино, будет наиболее качественно и безболезненно работать для всех колков. Имея в наличии колок, Вам необходимо обратиться на завод, который занимается кузнечно-прессовыми работами и термической обработкой металлов. В задании нужно указать, чтобы ключ был изготовлен по форме колка. Главная техническая характеристика ключа: желательна хромоникелевая сталь типа 18ХНВА, либо нечто подобное по характеристикам. Ключ должен быть изготовлен с небольшой «слабиной» между рабочими гранями ключа и колком. После изготовления ключ должен быть подвергнут термической обработке до твёрдости рабочих граней не менее180 HRC.

Важна и геометрия ключа. Для начала Вам нужно изготовить ключ, диаметр головки которого чуть больше размера грани колка, буквально на 0,5-1,0 мм. Прочность и твёрдость которого, если он был изготовлен по моим рекомендациям, вполне обеспечат настройку Вашего инструмента и он «подойдёт» ко всем колкам, даже в тех местах, где расстояние между колками совсем малое. Я в своей практике ремонтных работ использую несколько подобных ключей с увеличенным диаметром головки, но это уже следующий этап вашей «профессиональной» подготовки, как настройщика.

В чём же существенное преимущество, изготовленного таким способом ключа, над так называемым «классическим» или «шведским»? Дело в том, что в нашей ситуации, изготовленный по колку ключ решит проблему не только настройки (темперации звуков), но и позволит осуществлять некоторые эпизодические ремонтно-восстановительные работы. А именно, замены порванных струн и укрепление строя. Наш ключ, обладая высокими прочностными качествами и твёрдыми гранями, способен обеспечить полноценный контакт с колком, исключает даже незначительное механическое повреждение внешних граней колка, смятие его граней, так как его рабочие поверхности имеют контакт со всей конусной головкой колка, а не с местным, небольшим его участком, как у стандартных ключей, при работе которыми, вследствии значительных усилий, приложенных к ограниченному участку колка, не исключаются некоторые остаточные деформации и повреждения граней колка. Внутренние грани «нашего» ключа полностью повторяют стандартные размеры колков, изготовлены на конус. То есть, кроме долговечности, он ещё и универсальный, так как подойдёт для настройки любого инструмента, головка ключа безболезненно обеспечит необходимую фиксацию с колками любого размера, которые незначительно разнятся у разных инструментов.

Заказывайте, изготовляйте ключ по предложенному мною способу и овладевайте знаниями по настройке пианино. Если при изготовлении ключа будут соблюдены все, описанные ранее характеристики, и Вам «медведь на ухо не наступил», то хороший строй Вам обеспечен! Работу с таким ключом можно посмотреть здесь:

Универсальный ключ для настройки фортепиано

В связи с тем, что в постсоветском пространстве сложилась критическая ситуация с обслуживанием и ремонтом фортепиано, предлагаю Вашему вниманию некий совет по приобретению своего ремонтно-настроечного ключа. Ни для кого не секрет, что и в советское время настройка пианино, являлась темой закрытой, непонятной для простого потребителя и «ставила» клиента перед неотвратимой дилеммой приглашать для настройки специалиста, если таковой был, или до конца дней играть на «кислых фортепианах» (И. Тургенев).

В данной статье мне бы не хотелось бы, затрагивать сложную и подчас необъяснимую систему этих взаимоотношений: настройщик-клиент. Владелец советского инструмента в большинстве случаев имеет весьма поверхностные знания о работе и качестве собственного пианино. Настройщик, вызванный устранить какие-либо дефекты, не всегда имеет необходимую квалификацию и специальное оборудование. Хорошо, когда, приглашённому мастеру удаётся настроить подобный «шедевр музсовпрома». И, клиент доволен, что инструмент зазвучал. Клиент, имея собственные представления о работе мастера, считает, что заплатил за услугу дорого. Настройщик считает, что ЭТО стоит, по его мнению, гораздо дороже, постоянно сетует на собственную бедность и непонимание людей.

В настоящее время непонимание усугубляется ещё и тем, что в небольших городках и сёлах, по причине отсутствия сервисной службы, хорошо если кто-то вообще практикует, складывается ситуация полного отсутствия какой-либо информации по предмету и хотя бы приблизительных расценок на данный вид услуг. В полном неведении по этому вопросу остаются районные центры и города. Причина банальна, СССР полностью разрушен, а «нового государства», со всеми его функциями, увы, пока, что-то не видно. Родители, искренне желающие, чтобы их чадо постигало чарующий мир искусства, лишь ограничиваются покупкой б/у пианино. В некоторых случаях это пианино, когда-нибудь и кем-нибудь, якобы настраивается. Ребёнок оказывается заложником некомпетентных взрослых и плохого качества своего инструмента. Часто подобное противоречие приводит к отторжению желания ребёнка в обучении музыке. Финансовая сторона, конечно же, в этом вопросе главная, но не всегда. Предположим, что родителям, имеющим необходимые средства, удалось приобрести технически исправное пианино, однако, если его не отрегулировать, то как было сказано раньше, толку от занятий на нём не будет. И, вот тут то и возникает извечный русский вопрос: «Что делать?»

Далее, речь пойдёт о том, как быть в сложившейся ситуации, когда у Вас дома стоит пианино, но правильно «играть отказывается». Вам не остаются нечего другого, если настройщика нет и, в ближайшей перспективе, не предвидится, как настроить его для занятий самостоятельно, естественно, если у Вас имеются хотя бы зачатки музыкального слуха, и Вы представляете себе, как это делается в принципе. Самое главное, с чего необходимо начать, так это изготовить настроечный ключ. Дело в том, что я бы не советовал, покупать заводской ключ, который в руках опытного настройщика более удобен, однако, вследствии наличия некоторых конструктивных недостатков, может стать причиной необратимых повреждений колка. Вам необходимо обслуживать собственный инструмент и нет необходимости тратить деньги за дорогостоящий ключ, который нужен профессионалу-ремонтировщику.

Нельзя пробовать подстраивать неправильные звуки при помощи пассатижей или каких-либо других приспособлений. Так, как в моей практике бывали случаи, когда папаши брали в руки пассатижи и пытались настроить инструмент. Результат, увы, как правило, отрицательный. Ноты, звучащие не верно, так и не стали выдавать нужного тона, а колок, то есть специальный стержень, на котором зафиксирована струна, к сожалению, оказывается поврежденным. На такой колок отказывается «лезть» профессиональный ремонтный ключ и стоит большого труда его демонтировать и вновь установить в рабочее положение.

Так с чего же начать? Либо Вы находите колок нужного размера идентичный колку, установленному на Вашем инструменте, или при помощи обычного накидного гаечного ключа, естественно, предварительно освободив колок от струны, выкручиваете САМЫЙ крайний (справа) колок на собственном инструменте. Второе предпочтительнее, так как ключ, изготовленный по колку из Вашего пианино, будет наиболее качественно и безболезненно работать для всех колков. Имея в наличии колок, Вам необходимо обратиться на завод, который занимается кузнечно-прессовыми работами и термической обработкой металлов. В задании нужно указать, чтобы ключ был изготовлен по форме колка. Главная техническая характеристика ключа: желательна хромоникелевая сталь типа 18ХНВА, либо нечто подобное по характеристикам. Ключ должен быть изготовлен с небольшой «слабиной» между рабочими гранями ключа и колком. После изготовления ключ должен быть подвергнут термической обработке до твёрдости рабочих граней не менее180 HRC.

Важна и геометрия ключа. Для начала Вам нужно изготовить ключ, диаметр головки которого чуть больше размера грани колка, буквально на 0,5-1,0 мм. Прочность и твёрдость которого, если он был изготовлен по моим рекомендациям, вполне обеспечат настройку Вашего инструмента и он «подойдёт» ко всем колкам, даже в тех местах, где расстояние между колками совсем малое. Я в своей практике ремонтных работ использую несколько подобных ключей с увеличенным диаметром головки, но это уже следующий этап вашей «профессиональной» подготовки, как настройщика.

В чём же существенное преимущество, изготовленного таким способом ключа, над так называемым «классическим» или «шведским»? Дело в том, что в нашей ситуации, изготовленный по колку ключ решит проблему не только настройки (темперации звуков), но и позволит осуществлять некоторые эпизодические ремонтно-восстановительные работы. А именно, замены порванных струн и укрепление строя. Наш ключ, обладая высокими прочностными качествами и твёрдыми гранями, способен обеспечить полноценный контакт с колком, исключает даже незначительное механическое повреждение внешних граней колка, смятие его граней, так как его рабочие поверхности имеют контакт со всей конусной головкой колка, а не с местным, небольшим его участком, как у стандартных ключей, при работе которыми, вследствии значительных усилий, приложенных к ограниченному участку колка, не исключаются некоторые остаточные деформации и повреждения граней колка. Внутренние грани «нашего» ключа полностью повторяют стандартные размеры колков, изготовлены на конус. То есть, кроме долговечности, он ещё и универсальный, так как подойдёт для настройки любого инструмента, головка ключа безболезненно обеспечит необходимую фиксацию с колками любого размера, которые незначительно разнятся у разных инструментов.

Заказывайте, изготовляйте ключ по предложенному мною способу и овладевайте знаниями по настройке пианино. Если при изготовлении ключа будут соблюдены все, описанные ранее характеристики, и Вам «медведь на ухо не наступил», то хороший строй Вам обеспечен! Работу с таким ключом можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=6j-2cvK8hKA

Источники:
http://glavnoekak.ru, http://propianino.ru, http://struny.com.ua, http://donguluk2009.narod.ru, http://blog.i.ua/user/4393114/769663/