Н А В И Г А Ц И Я

ПОПУЛЯРНОЕ

Радио пианино

Исполнитель: Sahara Название композиции: I Wonder Why (Piano) (Radio ... Далее

Пианино для детей игры

Внимание! Реклама показывается всего 10 секунд. При медленном интернет-соединении загрузка может ... Далее

Сколько весит пианино

Для спуска пианино с какого-то ни было этажа - в доме ... Далее

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Как играть на пианино? Видео к статье Пианино – ...

Casio Privia PX-750 Представляем вам популярную модель ...

Онлайн игра «Барби пианино» Описание игры: Небольшое ...

Главная » Обучение игре на пианино

Производство пианино

Производство пианино

Производство фортепиано в Советском Союзе

В первые годы после Октябрьской революции, когда вся страна находилась в состоянии сильнейшей хозяйственной разрухи и вела тяжелую борьбу против многочисленных интервентов, вторгшихся в ее пределы, производство музыкальных инструментов, в том числе и клавишных, было прекращено.

И только в 1921-1922 годах, когда в стране начал возрождаться различные отрасли промышленности, Высший Совет Народного Хозяйства принял меры и к возобновлению прерванного производства фортепиано. В первую очередь, оно было восстановлено на фабрике Шpедера, национализированной в 1918 году. Фабрика был передана в ведение Петроградского (позднее Ленинградского) треста деревообрабатывающей промышленности, которому удалось в 1922 году пустить ее снова в ход. Вначале, испытывая большие трудности, фабрика выпустила около 100 инструментов в течение года, а к осени 1923 года она стала изготовлять уже 20-25 инструментов в месяц.

Пишущему эти строки вспоминается участие в комиссии, посланной ВСНХ в Петроград для обследования состояния фортепианных фабрик и выяснения возможностей восстановления производства.

Это было в октябре 1923 года. На большинстве фабрик оставалось довольно скудное и устарелое механическое и машинное оборудование. Некоторые предприятия были совершенно пустыми. Дом, где когда-то была фабрика Гергенса, сгорел дотла. На фабрике Оффенбахера сгорела часть помещения и складов древесины. Хорошо сохранились только помещения и склады фабрик Беккера, Дидерихса и Шредера. На них осталось некоторое количество заготовок и полуфабрикатов и станочное оборудование. Несмотря на печальную картину разрухи фортепианного производства, было признано своевременным поднять его из этого тяжелого состояния, восстановить и насколько возможно расширять. Ведь в те годы в стране, избавившейся от интервентов, быстро нарастала потребность в музыкальных инструментах, к развитию и укреплению музыкальной культуры и образования.

Первое время производство питалось остатками деталей, полуфабрикатов и заготовок, имевшихся на бывшей фабрике Шредера (переименованной в фабрику имени А. В. Луначарского) и на других фабриках Ленинграда. Так, например, на бывшей фабрике Рениша заготовки были использованы Комиссией по улучшению жизни детей, взявшей эту фабрику в свое ведение и выпустившей в 1924-1925 годах небольшое количество инструментов по моделям Рениша.

Постепенно остатки от довоенного и дореволюционного производства были исчерпаны. Это побудило трест "Музпред", к которому в 1924 году перешло производство клавишных музыкальных инструментов, изыскать меры для развития этого производства и изготовления в Советском Союзе всех необходимых клавишным инструментам частей, полуфабрикатов и материалов. С 1925 года производство роялей и пианино было сосредоточено на бывшей фабрике Беккера, наиболее технически оборудованной и сохранившейся лучше других. С ряда ликвидированных фабрик (в том числе и с фабрики имени Луначарского, которую решено было специализировать на производстве щипковых струнных инструментов), на фабрику Беккера, переименованную в "Красный Октябрь", были переданы все специальные станки и машины. Имеющаяся на этой фабрике сушилка для дерева, недостроенная перед войной, была закончена и снабжена соответствующим оборудованием. Новые кадры рабочих подготавливал созданный при фабрике фабзауч.

Все эти мероприятия привели к увеличению продукции фортепиано, преимущественно пианино (последних в 1933 году было выработано уже около 4000).

В 1927 году было возобновлено производство на расположенной вблизи фабрики "Красный Октябрь" бывшей фабрике Дидерихса, ставшей филиалом фабрики "Красный Октябрь". Здесь, одновременно с расширением производства на основной фабрике, было организовано изготовление фортепианных механизмов, как правило, выписывавшихся фабриками в дореволюционное время из-за границы. Для этого были приобретены специальные станки-автоматы. Кроме того, на филиальной фабрике сосредоточивалось производство небольшого количества роялей, в то время как основная фабрика специализировалась на расширенном производстве пианино.

Через три года Укрмузтрест возобновил производство пианино на киевской фабрике - бывшей фирме А. Штробль (в небольших размерах - несколько сот инструментов в год). Позднее, Укрмузтрест наладил небольшое производство пианино и на одесской фабрике, в прошлом принадлежавшей А. Шену. В Тбилиси, на основе бывшей мастерской А. Коппа, возобновилось производство пианино (по объему очень незначительное).

При восстановлении и развитии производства клавишных музыкальных инструментов, советская промышленность в первом периоде столкнулась со значительными трудностями. Кадры специалистов, подбиравшиеся десятками лет в дореволюционной России, были почти полностью растеряны, а традиции производства, о которых мы упоминали ранее, совершенно оборваны. После многих лет перерыва, сопровождавшихся глубочайшими социальными и народно-хозяйственными изменениями, к производству пришли совершенно новые люди, не знакомые с таким сложным специфическим делом, каким является изготовление роялей и пианино.

Страна, ставшая понемногу оживать от невзгод периода гражданской войны и интервенции, начала стремиться к повышению культурного уровня жизни. Очень быстро росла потребность и в музыкальных инструментах.

Прилагая усилия к расширению объема производства клавишных музыкальных инструментов, руководители музыкальной промышленности, к сожалению, не уделяли должного внимания ассортименту и качеству инструментов. Направление развития нашей клавишной промышленности было в то время сосредоточено по преимуществу на выпуске пианино среднего размера, в основу которого были положены некоторые модели пианино фабрик Шредера и Беккера. Что же касается роялей, то ими занялись много позднее и выпускали их в ничтожном, по сравнению с дореволюционным временем, количестве, копируя явно устаревшие модели, что ставило музыкальные учебные заведения и профессионалов в очень трудное положение. Одной из основных ошибок производства фортепиано в то время было применение наскоро высушенного дерева, вместо дерева, подвергавшегося многолетней выдержке. Это сильно ухудшало качество и прочность инструментов, сокращало период их нормального существования. Выпускавшиеся "Музпредом" инструменты были недолговечными в эксплуатации, неустойчивыми по отношению к атмосферным влияниям, плохо выработанными в мелких деталях, тяжелыми в игре и с плохим качеством звука (последний отличался глухостью и неровностью).

Второй ошибкой первого периода советского фортепианного производства было то, что к контролю над производством не были приглашены музыканты-пианисты, ценные консультации которых могли бы помочь нахождению необходимых качеств звука и регулировки игровых механизмов. Только к середине 1930-х годов к оценке изготовляемых инструментов стали привлекать пианистов, а производственники внимательнее относились к их строгой, а подчас и жестокой критике.

Немало трудностей возникало и при снабжении фортепианной промышленности необходимыми полуфабрикатами и материалами: тканями, войлоком (фильцем), кожей и струнной проволокой, а также готовыми механизмами и клавиатурами. Массовое производство этих материалов и деталей отечественные фабрики и заводы осваивали впервые, и это удалось им далеко не сразу.

Постепенно было налажено и производство отечественного молоточкового фильца (сначала не вполне удовлетворительного, но впоследствии более устойчивого в эксплуатации и дающего лучшее качество звука), демпферного пушеля и других материалов и полуфабрикатов. Самой трудной технической проблемой оказалось получение высококачественной стальной проволоки для струн; и до настоящего времени отечественные струны уступают изделиям лучших заграничных фабрик в отношении чистоты даваемого тембра, певучести и продолжительности звука, а также длительности релаксации (периода растяжения) при постановке струн в инструменты.

Посланная в 1934 году заграницу специальная комиссия Народного комиссариата легкой промышленности СССР посетила ряд стран Западной Европы и США, где детально знакомилась с постановкой дела на крупнейших фабриках музыкальных инструментов. Она закупила и привезла в СССР многочисленные образцы музыкальных инструментов, в том числе несколько роялей и пианино разных типов и фирм. Знакомство с новейшими достижениями в зарубежном музыкально-инструментальном производстве, а также развившаяся в это время деятельность учрежденного в Ленинграде Научно-исследовательского института музыкальной промышленности (1932), где были проведены исследования многих типов клавишных инструментов и разработан проект большого концертного рояля, - все это в некоторой степени повлияло на работу фабрики "Красный Октябрь". Последняя начала изготовлять, наряду с кабинетной моделью, и концертные рояли. Нам довелось в начале 1936 г. играть на одном из таких инструментов. Качество звука и чувствительность механизма приближали его к тому, чтобы удовлетворить большинству требований концертирующего пианиста. Однако достигнутые на этом удачном экземпляре хорошие качества не удалось закрепить в серийном производстве. В последующие годы фабрика "Красный Октябрь" выпустила несколько концертных роялей, но они отличались грубостью и неряшливостью изготовления, неточной регулировкой и плохим качеством звука. В конце 1930-х годов Управление музыкальной промышленности решило значительно расширить объем клавишно-музыкального производства. Была запроектирована постройка большого заготовительного комбината в Кушелевке (близ Ленинграда), рассчитанного на изготовление деталей для 10.000 пианино в год, а также организация нескольких периферийных сборочных фабрик (последние предполагалось ввести в эксплуатацию в начале 40-х годов). Одновременно с этим Правительство БССР организовало в г. Борисове фабрику для заготовки деталей пианино и сборки инструментов. Разразившаяся летом 1941 года война прервала развитие фортепианного производства нашей страны. Деятельность большинства только что построенных фабрик была переключена на объекты военного значения, а фабрики, находившиеся на западе и юге СССР, в районах, подвергшихся вражеской оккупации, были полностью или частично разрушены. Основное производство фортепиано в Ленинграде также на несколько лет было выведено из строя.

Тотчас же после освобождения занятых врагом территорий, на них началось восстановление разрушенных предприятий. Прежде всего, возобновилось производство пианино.

С 1947 года было восстановлено и развернуто производство пианино на калужской фабрике "Аккорд", а с 1950 - в Ростове-на-Дону. Тремя годами позднее начали функционировать сборочные фабрики в Горьком, Краснодаре, Люберцах под Москвой ("Родина") и Перми. Однако первые выпуски пианино на этих фабриках имели плохое качество звука инструментов и вызывали много жалоб. Сказывалась утрата значительной части рабочих кадров на этом участке нашей индустрии, а также спешка, с которой собирались инструменты и подготавливались для них материалы, детали и полуфабрикаты. Из-за этого качество инструментов в первое время после войны сильно снизилось, и инструменты отечественной продукции снова начали вызывать серьезные нарекания со стороны потребителей.

Смотры музыкальных инструментов и выставки, несомненно, побудили отдельные предприятия музыкальной промышленности подтянуться и вырабатывать более широкий ассортимент инструментов высокого качества.

С 1955 года производство пианино стало резко подниматься в количественном отношении: в течение этого года была закончена постройка и введение в действие 19 новых фабрик разного масштаба на территории РСФСР - под Москвой ("Заря" и "Лира"), в Артеме, Брянске, Владимире, Иванове, Ижевске, Казани, Кемерове, Кирове, Красноярске, Куйбышеве, Новосибирске, Пензе, Саратове, Свердловске, Смоленске, Магнитогорске и Шумерле. В 1958 году была пущена в ход фабрика пианино в Омске.

Все эти фабрики выпускают пианино (механизмы для них поставляют фабрики Ленинграда, Борисова и Чернигова), небольшое количество роялей изготовляется только в Ленинграде. Годовая продукция всех фортепианных фабрик СССР в настоящее время превосходит 80.000 инструментов: это примерно в шесть раз больше максимальной годовой продукции дореволюционной России (данные 1968 года). Однако спрос на инструменты вырос в гораздо большей степени, и они до недавнего времени оставались дефицитным товаром.

Особое место в истории отечественного фортепианного производства занимает постройка концертных роялей. После выпуска фабрикой "Красный Октябрь" в конце 1930-х годов нескольких не особенно удачных концертных роялей их изготовление прекратилось на долгое время. Только через несколько лет после окончания второй мировой войны в Таллине, по заказу Радиокомитета Эстонской ССР, был построен первоклассный концертный рояль. Автором его был Эрнст Андреевич Хийз. Нам довелось в 1949 году пробовать и детально исследовать замечательный инструмент, безукоризненный по своим техническим и звуковым качествам. Этот рояль может конкурировать с лучшими роялями таких всемирно прославленных фабрик, как Стейнвей и Блютнер. Правительство Эстонской ССР поручило Э. А. Хийзу организацию и художественно-техническое руководство небольшой фабрикой концертных роялей в Таллине (для нее была использована одна из мебельных фабрик). В настоящее время таллинская фабрика "Эстония" выпускает кроме концертных роялей, составляющих основу продукции фабрики, высококачественные кабинетные рояли и пианино.

На Всемирной Брюссельской выставке 1958 г. концертному роялю марки "Эстония" была присуждена золотая медаль.

Производство кабинетных роялей и пианино в Риге (на основе использования бывшей фабрики Трессельта) возобновилось с 1956 года. В расчете и проектировке инструментов и налаживании их производства принял большое участие приглашенный в качестве консультанта Э. А. Хийз. Выпущенные фабрикой инструменты показали хорошие звуковые и игровые качества.

Учитывая большую потребность страны в концертных и других типах роялей, фабрика "Красный Октябрь" начала в 1948-1949 годах проектировать новые модели большого концертного и салонного роялей. Последние демонстрировались на выставках и смотрах в 1956-1958 годах. Салонный рояль показал хорошее качество тона и легкости игры; концертный рояль оказался менее удачным и вызвал ряд критических замечаний со стороны музыкантов.

При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!

Здесь Вы можете увидеть, каким образом из 5000 деталей возникает чудо под названием фортепиано.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПИАНИНО И РОЯЛЕЙ

Как пианино, так и рояли в своих современных конструкциях состоят из пяти основных частей: 1) струнной одежды; 2) резо­нансной деки; 3) опорных конструкций; 4) клавишного и педаль­ного механизмов; 5) корпуса.

Струнная одежда — это набор струн различной длины и толщины, жестко натянутых на опорах. Каждой клавише соответ­ствует группа струн, называемая хором.

Хор может состоять из одной, двух или трех струн, а иногда и больше. Все струны хора обязательно колеблются с одинаковой частотой. Каждый хор в зависимости от длины и силы натяжения струны звучит с той или иной высотой тона. Назначение струнной одежды заключается в том, чтобы давать колебания определенной, частоты, соответствующие данному строю инструмента.

Материалом для струн служит специальная стальная проволока высокой прочности диаметром от 0,775 до 1,6 мм (граница между соседними размерами — 0,025 мм). Она должна быть круглой в сечении и иметь полированную поверх­ность. Натяжение струны в современных инструментах может достигать 180 кг/мм 2. Струнная проволока, несмотря на большую упругость, должна иметь некоторую пластичность, необходимую для изготовления петли, закреп­ляющей струну на штифте. Чтобы удовлетворить этому требованию, проволока не должна ломаться при обертывании вокруг собственного диаметра.

Необходимость извлечения в басовом регистре звуков с низкой частотой колебаний требует значительного увеличения толщины струн. Если это сделать просто за счет большего диаметра стальной проволоки, то каждая такая стру­на станет чрезмерно жесткой и не сможет в достаточной мере быть приведена в колебание ударом молоточка. Поэтому басовые струны изготовляют из обыч­ных стальных, обвивая их мягкой медной проволокой разного диаметра. При­чем для получения более тонких делается одинарная навивка, а самых тол­стых — двойная. Таким образом, обвитые струны дают толщину, нужную для получения низких звуков, и одновременно обеспечивают достаточную эластич­ность, необходимую для возбуждения от удара молотка.

Сама по себе струна дает очень слабый звук, так как малая ее поверхность не может привести окружающий воздух в колебание с большими амплитудами. Поэтому в роялях и пианино, как и у большинства струнных инструментов, ставится деревянный усили­тель звуков струн, называемый резонансной декой.

Резонансная дека представляет собой большой деревянный щит, жестко закрепленный (вклеенный) по краям и связанный со струнами через специальные подставки. По конструкции и дейст­вию дека напоминает большую мембрану и является множествен­ным резонатором, откликающимся на разные частоты. Колеблясь с той же частотой, что и струны, она приводит в движение значи­тельные массы воздуха, и это мы слышим как звук рояля или пианино, причем на достаточном расстоянии от инструмента. Та­ким образом, назначение деки заключается в том, чтобы много­кратно усиливать звук струн и придавать ему приятный тембр, характерный для фортепиано.

Деревянный щит для деки склеивается из отдельных дощечек. Их изготав­ливают из резонансной ели. Ее древесина должна быть узкослойной, прямослой­ной и с равными годичными слоями, без сучков и других изъянов'. Толщина щита — от 8 до 11 мм.

В современных инструментах на щит наклеиваются две подставки для опо­ры струн: одна для среднего и верхнего регистров, так называемая дискантовая, другая для басового регистра — басовая (дискантовый штег, басовый штег). Для жесткости опоры их изготовляют большей частью в виде прямоугольных брусков. Для того чтобы струна хорошо закреплялась и лучше раскачивала де­ку, ей придается излом по плоскости подставки с помощью двух металлических штифтов, вбитых с наклоном в разные стороны.

С обратной стороны деки, перпендикулярно годичным слоям древесины, наклеиваются прямоугольные планки (рипки). Их делают тоже из резонансной ели для передачи звуковых волн поперек годовых слоев резонансного щита и для придания щиту большей жесткости. Количество поперечных планок может быть в пределах от 9 до 17 — в зависимости от размеров резонансной деки. В целях повышения упругости и улучшения звуковых качеств деке придается некоторая куполообразность с обращением в сторону струн, общее давление которых на щит может достигать 550 кг и более.

Качество звука пианино и рояля предопределяется конструк­цией и качеством изготовления струнной одежды и резонансной деки.

Струны и дека крепятся к опорной конструкции — третьей основной части инструмента. Опорная конструкция пред­ставляет собой две рамы, металлическую и деревянную, тщатель­но подогнанные друг к другу и соединенные между собой с по­мощью специальных шурупов и болтов.

Деревянная рама (футор) состоит из контурной обвязки, скреп­ленной распорными брусками, и колковой доски (вирбельбанка). По всей площади доски в рассверленные отверстия вбиты колки (вирбеля). К колкам одним из концов крепятся струны. Другим с помощью петель они надеваются на штифты, вклепанные в метал­лическую раму. Поворачиванием колков производят натяжение струн и настройку инструмента.

Металлическая рама представляет собой чугунную отливку, состоящую из двух мостиков — дискантового и басового, колково-го панциря и распорных ребер. Обладая очень большой прочно­стью и предельно малой деформацией, рама выдерживает основную нагрузку натянутых струн (от 14 тонн у малого пианино до 20 и более у концертного рояля) и обеспечивает стабильность строя.

Колковая доска изготовляется большей частью из древесины <бука, обладающего хорошим сопротивлением сжатию, и, во избе­жание появления трещин или короблений, склеивается из несколь­ких слоев с перекрестным направлением волокон. У наиболее рас­пространенной трехслойной доски колки получают опору на торец первого (внешнего) и третьего слоев. Второй слой колковой доски служит связкой. Каждый слой буковой древесины здесь равен 10 мм.

Колки держатся в доске за счет силы трения при сжатии дре­весины. Поэтому отверстия для них делаются на 1 мм меньше диаметра колков. В том случае, когда под действием натяжения струн колки хотя бы в незначительной степени проворачиваются — сминают древесину, инструмент быстро расстраивается, и тогда говорят, что он «не держит строй». Причиной этого является либо подбор некачественной или недостаточно высушенной древесины для колковой доски, что приводит к ее быстрой деформации, либо неправильное содержание инструмента: непосредственная близость от отопительных приборов, воздействие солнца, сквозняка, а то и просто нахождение инструмента в жарко натопленной, очень сухой комнате.

В отличие от струнной одежды, резонансная дека целиком крепится к специально подогнанным по ее форме деревянным об­кладкам, которые вклеиваются в деревянную раму.

Таким образом, назначение опорных конструкций в основном сводится к жесткому креплению струн и деки. Каждая струна имеет рабочую (звучащую) часть и два конечных отрезка, не уча­ствующих в звукообразовании. Рабочий участок закрепляется по­движно на опорах. Одной из них является литой порожек (шта бик) на чугунной раме в виде трехгранного ребра, другой — пря­моугольная подставка на деке (штег). Нерабочими концами стру­ны считаются ее отрезки от порожка на раме до колка и от под­ставки на деке до рамного штифта. Оба конца заглушаются мяг­кими подушками и полосками сукна. Прочность крепления струны на опорах осуществляется за счет того, что подставка на деке выступает над рамой (по краям 2—3 мм, в средней части —, 4,5 мм) и от рамного порожка идет перелом примерно на 15°. Перегиб делается с помощью металлической планки (каподастр), которая опускается при завертывании специальных шурупов. Это наиболее распространенный способ придания излома струне, иду­щей от порожка к колку, применяемый в основном в пианино. В роялях для перегиба струн чаще используют так называемые аграфы. Аграф представляет собой металлическую стоечку, ввернутую в раму отдельно для каждого хора. Струны пропуска­ются в нем через отверстия, в которых и получают излом, необхо­димый для подвижного закрепления.

В современных пианино дискантовые струны обычно крепятся к чугунной раме оборотом вокруг штифта (оборот может быть оди­нарным и двойным) — то есть пере­кидной петлей. При этом благодарят большой силе трения в точке сопри­косновения со штифтом не происхо­дит нарушения равновесия при пе­реходе в соседний хор.

Каждая басовая струна у всея инструментов обязательно закрепля. ется с помощью отдельной петли. Потля может быть одинарной и двойной. Этот же способ большей частью находит применение для всей струнной одежды рояля. Способы крепления концов струн к рамному: штифту изображены на рис. 1.

Рис. 1. Способы крепления концов струн к рамным штифтам:

а — отдельной петлей; б — перекидной петлей

одинарным оборотом; в — перекидной петлей

двойным оборотом.

Общая схема крепления струны пианино показана на рис. 2. Дл» рояля она в принципе такая же и лишь в деталях может иметь отли­чия, определяемые прежде всего го­ризонтальным положением струн и узлов конструкции.

Рис. 2. Общая схема крепления струны:

1 — колковая доска; 2 — колок; 3 — струна; 4 — чугунная рама; 5 — порожек на чугунной раме; 6 — прижимная планка; 7 — шуруп, опускающий-планку; 8 — деревянная пробка в чугунной раме; 9 — рабочая часть струны; 10 — нерабочие участ­ки струны; // — резонансная дека; 12 — подстав­ка на деке; 13 — перегибающие штифты; 14 — рамный штифт.

Четвертой основной частью пиа­нино и роялей являются клавиш­ный и педальный механиз­мы. Клавишный механизм служит для приведения струн в колебания ударами молоточков, педальный механизм — для увеличения или уменьшения силы и про­должительности звука и изменения тембра. Клавишный механизм представляет собой соединение рычажных узлов, с по­мощью которых усилия пальцев пианиста передаются через мо­лоточки струнам. Он делится на две основные части: клавиатуру и механику. Педальный механизм состоит из двух ножных педа­лей, влияющих на работу отдельных узлов механизмов. Коорди­нируя работу ног, пианист изменяет звучание инструмента по своему усмотрению. Левая педаль рояля изменяет тембровую окра­ску звука. Пианисты пользуются и полупедалью. В этом ее основ­ное отличие от педали пианино.

К работе клавишного механизма предъявляются высокие тре­бования, особенно в концертном рояле. Надо, чтобы механизм обладал хорошей чувствительностью, то есть быстрой передачей удара от клавиши к струне, причем с различной силой. Сопротив­ление механизма при игре не должно быть чрезмерным, определяе­мым понятием «тяжелая клавиатура». Игра на таком инструменте быстро утомляет руки. Однако и очень «легкая» клавиатура не является достоинством, так как не способствует укреплению мус­кулатуры пальцев и не приносит должного удовлетворения музы­канту. Кроме того, «легкая» клавиатура слишком податлива, на «ей труднее регулировать силу звука в пределах р — рр — ррр. Из этого следует, что сопротивление механизма должно иметь опре­деленную меру, которая по-своему характеризует качество пиани­но или рояля. Сопротивление клавиатуры определяется сущест­вующим стандартом, который равен 60—65 г на клавишу при на­жатой правой педали. Каждая клавиша при ударе по ней с лю­бой силой не должна создавать ощущения неровности движения или скачка.

Необходимо, чтобы сопротивление узлов механизма по ходу клавиши изменялось предельно ровно.

Одним из требований, предъявляемых к работе механизма, является также его способность четко заглушать те звуки, кото­рые становятся ненужными пианисту по ходу исполнения произ­ведения. Наконец, механизм должен работать бесшумно, не со­провождаясь никакими призвуками. Устройство и работа узлов и деталей механизма будут рассмотрены в дальнейшем.

Корпус пианино или рояля — пятая основная часть — представляет собой деревянный ящик, облицовывающий инстру­мент. У пианино он состоит из двух стенок, приклеенных к опор­ной деревянной раме. К стенкам с помощью кронштейнов крепит­ся стол (штульрама) для клавиатуры и механики. Высота кла­виатуры над полом диктуется высотой колен человека и находится е пределах 710—730 мм. Клавишный механизм закрывается спе­реди клавиатурным клапаном и верхней филенкой, а сверху крыш­кой. К клапану привернут пюпитр для нот. Под столом ставится нижняя филенка, которая вместе со стенками опирается на цо­кольный пол, имеющий ножки с четырьмя металлическими роли­ками. На цокольном полу посередине располагается педальный механизм.

Корпус рояля состоит из стенок, согнутых по форме опорных конструкций и приклеенных к деревянной раме. Сверху струны и дека закрыты двумя крышками: задней большой и передней ма­лой. Задняя с помощью петель крепится к левой стенке. Передняя на ленточном шарнире откидывается на заднюю. У рояля, как и у пианино, на специальном столе располагается клавишный меха­низм, который закрыт спереди клавиатурным клапаном и несколь­кими брусками.

Рояль устанавливается на полу с помощью трех ножек, имею­щих внизу ролики 2. Спереди, между передними ножками, к кор­пусу крепят педаль. Сверху, под малой крышкой, располагается выдвижной пюпитр с откидной подставкой.

Корпус пианино и рояля оклеивают фанерой разных пород дерева и затем полируют. Полировка бывает черной либо цвет­ной. Если говорить о назначении корпуса, то прежде всего он слу­жит для установки инструмента на полу и крепления клавишного и педального механизмов, а также для предохранения их от слу­чайных повреждений и проникновения пыли. Ограничивая собой некоторый внутренний объем, корпус может влиять на звукообра­зование, действуя как резонатор. Это заметно при открывании крышки пианино и особенно рояля.

Наконец, корпус определяет внешний вид инструмента. Кра­сивое оформление деталей корпуса, в соответствии с существую­щим стилем, с использованием естественного рисунка слоев де­рева, полированного под цвет ансамбля мебели, радует глаз и украшает комнату. По-своему хороша отделка поверхности кор­пуса пианино или рояля в строгий черный цвет с зеркальной по­лировкой.

********************************************

Производство пианино

примечания

1 В современном производстве в большинстве случаев подбор ели для деки делается по акустической константе. Годовые слои теперь могут быть раз­ные.

2 Бывают и сдвоенные ножки, тогда их шесть. Вместо роликов в малогабаритных роялях и пианино применяются также металлические пластины. Это предопределяет разные приемы транспортировки инструментов.

Производство пианино и роялей

Современное производство пианино и роялей в нашей стране, формально относясь к деревообрабатывающим производствам, по сути своей гораздо сложнее: оно включает в себя обработку металлов, работу с текстильными материалами, а также множество тонких специфических операций, таких как резонансовые работы, изготовление струи, сборочные работы, настройка, интонировка и прочее.

Древесина различных пород, поступающая на предприятие, проходит тщательную сушку по определенному режиму. К древесине, идущей на изготовление дек, деталей клавишного механизма и вирбельбанка (пластины, в которой находятся вирбели или колки, как их иногда называют), предъявляются высокие требования, касающиеся отсутствия пороков, однородности, направления годичных слоев и т. д.

Например, еловые бревна, годные для распиловки на дечные заготовки, должны иметь в верхнем отрубе диаметр не менее 28 см и содержать не более одного (!) сучка па одном погонном метре длины бревна. Направление распиловки бревен строго регламентировано, после распиловки доски подвергаются дополнительному тщательному отбору по признакам структуры, наличию пороков и т. п.

Если изготовление деталей, сборка и отделка корпуса фортепиано во многом напоминает производство мебели, то для специфических «фортепианных» операций требуется намного большая точность работ, специальные знания и высокая квалификация, которой рабочие (раньше их называли «фортепианщиками») добиваются только многолетним опытом. Глядя на готовый инструмент, непосвященному трудно представить себе, насколько интересна и трудна работа по его созданию, как порой от небольших огрехов в работе непоправимо понижаются звуковые и игровые качества фортепиано. Специфическая технология требует специфического оборудования, которое в большинстве своем изготавливается только силами предприятий отрасли, и это вносит дополнительные трудности в процесс технического совершенствования производства.

Итак, что же такое фортепиано, самый универсальный музыкальный инструмент современности? Как устроен этот инструмент, какие технические и научные проблемы раскрывает он перед его создателями — физиками, конструкторами, технологами и рабочими?

Рейтинг фирм-производителей фортепиано

Говорят, гениальный Рихтер не любил выбирать рояль перед своим выступлением. Его игра была блестящей вне зависимости от бренда фортепиано. Нынешние пианисты более избирательны – один предпочитает мощность Стейнвэя, другому по сердцу напевность Бехштейна. Вкусы у всех разные, но всё же есть и независимый рейтинг фирм-производителей фортепиано.

Параметры для оценки

Чтобы стать лидером фортепианного рынка, недостаточно просто выпускать инструменты с отменным звучанием или же обгонять конкурентов по продажам роялей. При оценке фирмы фортепиано учитываются несколько параметров:

    качество звука – этот показатель зависит от конструкции фортепиано, в большей части от качества резонансной деки; соотношение цена/качество – насколько оно сбалансировано; модельный ряд – насколько полно представлен; качество инструментов каждой модели – в идеале должно быть одинаковым; объёмы продаж.

Следует уточнить, что рейтинг пианино несколько отличен от рейтинга роялей. Ниже рассмотрим место на фортепианном рынке и тех, и других, попутно освещая особенности самых ярких брендов.

Премиум-класс

Попадают в «высшую лигу» инструменты-долгожители, чей срок службы достигает ста лет. Элитный инструмент обладает идеальным сложением – на его создание уходит до 90% ручной работы и не менее 8 месяцев труда. Этим объясняется штучное производство. Фортепиано этого класса обладают предельной надёжностью и отличаются высокой чувствительностью к извлечению звука.

Несомненные лидеры фортепианного рынка – это американо-немецкий Steinway&Sons и немецкий C.Bechstein. Они открывают список роялей премиум-класса и они же – единственные представители пианино этого класса.

Элегантные Стейнвэи украшают самые престижные мировые сцены – от Ла Скала до Мариинского театра. Стейнвэй уважают за мощность и богатую звуковую палитру. Один из секретов его звука в том, что боковые стенки корпуса представляют собой цельную конструкцию. Этот метод был запатентован компанией Steinway, равно как и остальные 120 с лишним технологий создания роялей.

Главный соперник Стэйнвея – Бехштейн – покоряет «душевностью» звучания, мягким и светлым тембром. Этот рояль предпочитал Ференц Лист, а Клод Дебюсси был убеждён, что музыку для фортепиано нужно писать только для Бехштейна. До революции в России популярным было выражение «играть на бехштейнах» – настолько бренд связывался с самим понятием игры на фортепиано.

Элитные концертные рояли выпускают также:

    американский производитель Mason&Hamlin – использует инновационные технологии в рояльном механизме и стабилизатор купола деки. По качеству тона сравним со Стейнвэем; австрийский Bosendorfer – изготавливает деку из баварской ели, отсюда – богатый глубокий звук инструмента. Его особенность – нестандартная клавиатура: клавиш на ней не 88, а 97. У Равеля и Дебюсси есть специальные произведения именно для Бёзендорфера; итальянский Fazioli использует в качестве материала деки красную ель, из которой изготавливал скрипки Страдивари. Рояли этого бренда отличаются звуковой мощью и насыщенным звуком, глубоким даже в верхнем регистре; немецкий Steingraeber&Sohne; французский Pleyel.
Высокий класс

Производители фортепиано высокого класса используют в работе над инструментами не ручной труд, а станки с числовым программным управлением (ЧПУ). При этом на изготовление фортепиано уходит от 6 до10 месяцев, поэтому производство – штучное. Служат инструменты высокого класса от 30 до 50 лет.

Некоторые фирмы фортепиано этого класса уже освещались выше:

    отдельные модели роялей и пианино Boesendorfer и Steinway; пианино Fazioli и Yamaha(только S-класса); рояли Bechstein.

Другие производители фортепиано высокого класса:

    рояли и пианино немецкой марки Bluthner («поющие рояли» с теплым звуком); немецкие рояли Seiler (славятся прозрачным звучанием); немецкие рояли Grotrian Steinweg (изысканный чистый звук; прославились сдвоенным роялем) японские большие концертные рояли Yamaha (выразительный звук и мощность звучания; официальные инструменты многих международных престижных конкурсов); японские большие концертные рояли Shigeru Kawai.
Средний класс

Для фортепиано этого класса характерно серийное производство: на изготовление инструмента требуется не более 4-5 месяцев. В работе применяют станки с ЧПУ. Служат фортепиано среднего класса около 15 лет.

Яркие представители среди роялей:

    чешско-немецкий производитель W.Hoffmann; немецкие Sauter, Schimmel, Ronisch; японские Boston (бренд Kawai), Shigeru Kawai, K.Kawai; американские Wm.Knabe&Co, Kohler&Campbell, Sohmer&Co; южно-корейский Samick.

Среди пианино – это немецкие марки August Foerster и Zimmermann (бренд Bechstein). За ними следуют немецкие производители фортепиано: Grotrian Steinweg, W.Steinberg, Seiler, Sauter, Steingraeber и Schimmel.

Потребительский класс

Наиболее доступные инструменты – это фортепиано потребительского класса. Изготавливаются всего 3-4 месяца, но служат несколько лет. Отличает эти фортепиано массовое автоматизированное производство.

Фирмы фортепиано этого класса:

    чешские рояли и фортепиано Petrof и Bohemia; польские рояли Vogel; южно-корейские рояли и пианино Samick, Bergman  и Young Chang; некоторые модели американских роялей Kohler&Campbell; немецкие рояли Haessler; китайские, малазийские и индонезийские рояли и пианино Yamaha и Kawai; индонезийские рояли Euterpe; китайские рояли Feurich; японские пианино Boston (бренд Steinway).

Отдельного внимания требует производитель Ямаха – среди его инструментов особое место занимают дисклавиры. Эти рояли и пианино сочетают в себе как традиционные  звуковые возможности акустического рояля, так и уникальные возможности цифрового фортепиано .

Вместо заключения

Лидирует среди фортепиано по всем показателям Германия. К слову, на экспорт она поставляет более половины своих инструментов. За ней следуют США и Япония. Посоперничать с эти странами могут Китай, Южная Корея и Чехия – но только с позиции объёмов производства.

Автор – Александра Рамм

ПРОИЗВОДСТВО ФОРТЕПИАНО

В XIX веке строительство фортепиано начинает принимать промышленный характер. Этому способствует развитие капитализма в Западной Европе. Создаются условия для открытия и становления многих фортепианных фабрик.

Наряду с работающими старейшими фортепианными фабриками Великобритании - Фабрика Киркмена (1720 г.); Фабрика Колларда (1798 г.), Фабрика Бродвуда () внесшими большой вклад в разработку конструкций механизма и улучшения акустики фортепиано, открываются новые фабрики в Австрии, Франции, Германии, и США.

В начале XIX века в Вене было довольно много полукустарных мастерских, выпускавших фортепиано. Но сохранились немногие из них. Наиболее солидными венскими фортепианными фабриками, просуществовавшими до наших дней, являются: Фабрика Эрбара (1801 год) и Фабрика Безендорфера (1828), принадлежащая ныне фирме "Шиммель" (Германия).

Во Франции мировую известность приобрели фабрики - Эрара (1776 год), Плейеля (1805 год), и Папе (1815 год). Французские мастера - Себастьян и Пьер Эрар, Игнатий Плейель, Генрих Папе ввели в конструкцию фортепиано много ценных изобретений; совершивших поистине революционные преобразования в развитии мирового фортепианостроения.

Во второй половине XIX века центр тяжести европейского фортепианного производства сместился в сторону Германии. Здесь открываются новые фортепианные фабрики: Ю. Фейриха (1815 год, в г. Лейпциге); Ю. Блютнера (1853 год, в г. Лейпциге); К. Бехштейна (1856 год, в г. Берлине), помимо этих фабрик успешно работают, основанные ранее, предприятия: Р. Ибаха (1794 год, в г. Бармен); Шидмайера (1809 год, в г. Штудгарт); Штейнвега (1835 год, в г. Брауншвейг) и Рениша (1845 год в г. Лейпциг). Инструменты немецких фортепианных мастеров приобрели мировую славу, благодаря высокому качеству изготовления, прекрасным звуком и игровым качествам. Также в Германии существовало много фабрик, производивших фортепианные механизмы и клавиатуры: фабрика И. Изермана (1842 год, в г. Гамбург); фабрика А. Лексова (1854 год, в г. Берлине); фабрика И. Келлера (1882 год, в г. Штудгарт); фабрика Г. Клуге (1876 год, в г. Бармен); фабрика В. Буле (1894 год) и другие.

Что касается Италии (родины фортепиано) и других стран Южной Европы, то здесь крупное фортепианное производство не получило развития. Немногочисленные фортепианные фабрики этой части Европы сильно отставали в своем развитии от стран - лидеров. А в Греции и на Балканском полуострове фортепианной промышленности никогда не существовало.

Американское фортепианное производство, начавшее свое развитие в XIX веке, вписало немало важных страниц в историю фортепиано. Наиболее значительные фабрики США: И. Чикерина (1823 год, в г. Бостон); В. Кнабе (1837 год в г. Балтимор); братьев Гайдн (1832 год, в г. Рочестер), объединились в конце XIX века в одно грандиозное предприятие "Американскую фортепианную компанию", изготовляющую свыше 30.000 первоклассных инструментов в год.

Исключительное значение в мировом фортепианном производстве приобретает созданная в 1853 году фабрика "Стейнвей и сыновья" ("Steinway & Sons") в Нью - Йорке. Основателем этой фирмы был выходец из Германии Генрих Штейнвег. В 1825 году он основал в Зеезене (Германия) небольшую фабрику органов, на которой с 1835 года стал делать фортепиано. Революция 1848 года заставила Штейнвега закрыть свою фабрику и покинуть Германию. В 1850 году он переселился в Нью - Йорк и через три года основал там с четырьмя сыновьями (Вильгельмом, Генрихом, Карлом, Альбертом) фирму "Стейнвей и сыновья". Старший сын Штейнвега - Теодор - вернулся в Германию и возобновил в Брауншвейге прерванное его отцом дело, впоследствии фабрику Т. Штейнвега приобрел книготорговец Гротриан, предприятие "Гротриан Штейнвег" существует и сегодня.

Фабрика "Стейнвей и сыновья" сразу начала изготовлять высококлассные инструменты и вводить в них разнообразные усовершенствования, благодаря которым, инструменты этой фирмы сохраняют первоначальные качества звука и работы механизма на долгие годы.

Источники:
http://www.allpianists.ru, http://nastroyka-pianino-harkov.narod.ru, http://www.blazonguitars.ru, http://music-education.ru, http://novo-piano.narod.ru/about4.htm