Н А В И Г А Ц И Я

ПОПУЛЯРНОЕ

Игрушка пианино

Детское игрушечное пианино отличается от настоящего музыкального инструмента ... Далее

Пианино на клавиатуре играть бесплатно

22.05.2013 ПРОГРАММЫ И СЕРВИСЫ Любителям музыкальных инструментоввиртуальный синтезатор онлайн. ... Далее

Как нарисовать пианино

Если внезапно вам стало казаться, что жизнь – уныние, безысходность ... Далее

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Евгений КрылатовКолыбельная медведицы (из м/ф Умка) Другие произведения этого ...

Masik TVмультфильмы и видео для маленьких детей Будь ...

The Piano адаптированная аудиокнига на английском (stage 2) Адаптированная ...

Главная » В мире пианино

Урок на пианино

Урок на пианино

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Обучение детей на фортепиано – это планомерный процесс, начальный этап которого делится на два периода: донотный и нотный. Что делать на первых уроках? Как ввести маленького музыканта в тайны музыкального мира?

Первые уроки обучения детей игре на фортепиано базируются на знакомстве с музыкальным инструментом, его клавиатурой и названием нот, на постижении выразительных возможностей музыки.

Специфика клавишных инструментов

Расскажите об истории возникновения клавишных инструментов. Объясните: почему фортепиано – это и пианино, и рояль. Покажите внутреннее устройство пианино. докажите, что звук инструмента, зависит от нажатия. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит. Дайте в этом убедиться ученику пусть он уже с первого урока почувствует себя играющим. Первые нажатия – это возможность познакомить ученика с регистрами и октавами инструмента. Пофантазируйте вмести над созданием музыкального зоопарка на клавишах, поселите разных животных в домики-октавы.

Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами

Начинающие музыканты, приходя на первый урок, уже проявляют музыкальную грамотность – знают и определяют простые жанры музыки, различают тембры инструментов. Задача педагога не учить начинающего музыканта узнавать жанры музыки на слух, а разгадать механизм создания музыкальных произведений. Пусть ученик ответит на вопросы Как это сделано? Почему марш – это марш и под него хочется ровно шагать, а под музыку вальса танцевать?

Объясните юному музыканту что музыка – это информация, переданная специфическим языком средствами музыки, а музыкант – это переводчик. Создайте музыкально-художественную коммуникацию. Поиграйте в музыкальную игру-загадку: ученик придумывает образ, а вы исполняете мелодию-отгадку и анализируете звучание.

Формируем посадку за инструментом

Посмотрите видео детских фортепианных концертов. Поразмыслите вместе о том, как исполнитель сидит, держит корпус и руки. Объясните правила посадки за фортепиано. Ученик должен не только запомнить свое положение за фортепиано, но и научиться так сидеть за домашним инструментом.

Изучение клавиатуры и первое прикосновение к клавишам

Маленький музыкант горит желанием играть. Зачем ему отказывать в этом. Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Пианист должен знать:

    чем нажать клавишу (кончиком пальца) как нажать (почувствовать дно клавиши) как снять звук (кистью)

Без специальных упражнений – сразу вряд ли получится. Перед тем как играть на клавишах, научите ученика метко попадать кончиком пальца на резиновый кончик карандаша.

Многие проблемы постановки решит обычный тениссный мячик в ладошке ученика. Пусть ученик поиграет с ним на клавишах – с мячиком в руке чувствуется не только дно, но и кисть.

Разучите с малышом знаменитую пьеску Два кота на клавишах, но уже правильным нажатием. Транспонируйте ее от всех семи клавиш фортепиано. Вы изучите не только их названия, но и знаки альтерации. Теперь известные нотки-клавиши нужно найти в разных домиках – октавах.

Сколько времени потребуется на изучение этих тем – решать вам, ведь обучение детей игре на фортепиано – индивидуальный процесс.

Автор – Елена Лавренова

Уроки игры на фортепиано

Этот раздел посвящен обучению игре на фортепиано с нуля.

Даже если вы не знаете, как вообще называются и выглядят ноты, вы все равно сможете научиться играть на пианино несложные музыкальные произведения. Как вы поступите дальше – дело ваше. Нет предела совершенству!

Вы научитесь нотной грамоте. Это значит, что вы сможете сами разучивать любимые мелодии по нотам.

Наши уроки обучения игре на фортепиано онлайн не преследуют цели сделать вас профессиональным музыкантом. Цель в том, чтобы научиться играть «для души».

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)

Объявления

Соберитесь с духом настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась.

В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.

Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано, зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.

И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред. Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами.

Ноты и клавиши

Блиц – быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!

Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу!

Расположение нот на клавишах

Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.

Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?

На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.

Знаки альтерации изменения высоты тона звука

Полутон наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.

Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

Ми # = Фа Фа b = Ми Си # = До До b = Си Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Действие знаков альтерации на высоту нот такое: Диез повышает высоту ноты на полтона Бемоль понижает на столько же Дубль-диез повышает на целый тон Дубль-бемоль понижает на столько же Бекар отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой. Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия ключевые и встречные или случайные. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

Уроки фортепиано. Видеоуроки фортепиано.

Курс «Любительское музицирование»

«Я окончил музыкальную школу. Научите меня играть», — эту фразу я часто слышу от выпускников ДМШ. Выясняется, что они умеют играть только по нотам, и только школьную программу. А вот воспроизвести на фортепиано то, что звучит вокруг - популярные мелодии — для них проблема. Мои уроки, основанные на изучении «устройства» самой музыки. дают возможность осознать исполняемый репертуар и свободно музицировать для себя, в кругу своих друзей и близких.

Главная задача курса — научить слушателей технологии игры на фортепиано популярных мелодий с аккомпанементом.

Уроки фортепиано

и клавиатуре фортепиано предлагаем программу "Однорукий пианист ",

присланную Сергеем Антонюком.

Не вдаваясь в теоретические подробности (думаю, в разделе "Теория" хватит учебного материала), будем пробовать свои силы в игре на фортепиано. Если хотите, на синтезаторе. А если синтезатор подключен к компьютеру. Так это же вообще замечательный помощник в обучении! Современные синтезаторы имеют динамическую клавиатуру (то есть звучание ноты зависит от силы удара по клавише). Все дальнейшие возможности мы будем проходить постепенно.

Пение по слуху.

Подбирание мелодий.

Транспонирование.

Клавиатура и название звуков.

Ноты.

При игре следует обращать внимание на посадку, не горбиться, не напрягать руки, спину и тело. Представьте, что в руках (кисти рук) Вы держите яблочко.

Для общего знакомства с фортепиано (синтезатором) давайте сыграем гамму До-мажор. Соблюдайте аппликатуру (расстановка пальцев). Аппликатура указана цифрами над нотами. Старайтесь играть ровно. Играем пока только правой рукой.

Цифры над нотами (повторяюсь) аппликатура. 1 - большой палец, 2 - указательный, 3 - средний, 4 - безымянный, 5 - мизинец. Для общего представления послушаем . После достижения первых успехов (на Ваше усмотрение), попробуйте сыграть наоборот, начиная с мизинца. Если Вы захотите в дальнейшем играть гамму не в одну октаву, а болеее, то надо изменить немного аппликатуру, то есть заменить 5-ый палец на первый и продолжить далее.

В мое время, когда я учился музыке, категорично было запрещено играть на слух. Это считалось "халтурой" (похвастаюсь, я был первый халтурщик). Теперь же обстоятельства изменились. Всячески поощряется игра на слух. Давайте немного займемся этим. Вот послушайте и попробуйте сыграть, не видя нот. Подскажу, что начинается "Кошкин дом" с ноты соль. Вы же помните "розовое" детство: "Динь-дон, динь-дон. Загорелся кошкин дом". Попробуйте пропеть вначале, чтобы в голове сложились звуки. Для закрепления даю еще два звуковых примера. Пример 1 (как кукушка кукует?); пример 2 (в лесу, заблудившись, что кричат?!). Пожалуйста, не сетуйте на "детскость" заданий. Если бы Вам в первом классе дали решить квадратное уравнение, думаю, Вам бы не понравилось. Так же и здесь. Нау читесь - пожалуйста, будем играть во "взрослость".

Примеры построены на отдельных легкозапоминающихся мелодических интонациях. Далее попробуйте спеть этот пример от какой-либо другой ноты и подберите от этой же ноты на фортепиано. Не надо избегать появления черных клавиш, например, при транспонировании. Что такое транспонирование мы будем проходить на уроках "Теории". Скажу только своими словами, что это "сдвиг" всех нот на определенную высоту вверх или вниз. Попытайтесь понять это, попробовав на клавиатуре ф-но. Поймите, что для правильного подбора мелодии требуется употребление как белых, так и черных клавиш. Это способствует более быстрому освоению клавиатуры и более свободной ориентации на ней.

Я Вам дам сейчас еще три небольших песенки. Слушайте и старайтесь сыграть также, можете смотреть на ноты, для более близкого с ними знакомства.

Как под горкой, под горой

Как под горкой, под горой

Прыгал заинька косой

Над нотами проставлена аппликатура (нумерация пальцев) правой руки, под нотами - левой. Чтобы прослушать упражнение, щелкните мышкой по нужному рисунку.

Эти более сложные примеры разучиваются по тому же принципу. Сначала запомните слова, а потом спойте мелодию с текстом. Если появляются трудности, то разделите мелодию на фразы и пойте по частям.

Песня складывается из отдельных звуков. Каждая из них имеет свое название. В музыке существует семь основных наименовании звуков, разных по высоте: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Расстояние между двумя звуками называется >ИНТЕРВАЛОМ. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое наименование, называется ОКТАВОЙ.

Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава имеет свое название. Октава, находящаяся посередине клавиатуры, называется ПЕРВОЙ ОКТАВОЙ. Вправо от нее находятся: ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ (неполная) ОКТАВЫ. Влево от первой октавы расположены: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА и СУБКОНТРОКТАВА (неполная).

В процессе работы над первыми музыкальными примерами надо постоянно знакомиться с названием звуков и их расположением на клавиатуре, о различной длительности звуков.

На этих образцах, так же как и на последующих пьесах и этюдах, необходимо добиваться мягкого и глубокого звука. Важнейшим условием для развития правильных игровых навыков являются плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании ее на клавиатуру и, что не менее важно, при ее подъеме, собранные, нерастопыренные пальцы и отсутствие напряжения в мышцах кисти и ладони. Палец, нажимающий клавишу, должен быть несколько закруглен и касаться ее «подушечкой».

Овладение правильными и естественными игровыми навыками — процесс длительный и сложный, требующий терпения и большой сосредоточенности. Однако при всей важности и сложности этого момента на следует его выдвигать на первый план ни в начале обучения, ни на последующих этапах.

Правильность игровых движений проверяется прежде всего звуковым результатом: ученик должен вслушиваться в то, что у него получается, играть осмысленно и выразительно. Поэтому неправильно поступают те педагоги, которые во время игры учащегося «подсказывают» ему: «подними палец! освободи кисть!» и т. д. Следует анализировать игру с точки зрения ее художественности и попытаться понять, в силу каких причин в его исполнении «вылезла» или не прозвучала та или иная нота.

Первые и часть последующих примеров целесообразно исполнять не связно (non legato ), играя их одним пальцем (лучше всего средним) и постепенно переходя к использованию других пальцев. Нумерация пальцев: большой—первый (обозначаемый в нотах цифрой 1), указательный—второй (2), средний—третий (3), безымянный—четвертый (4), мизинец—пятый (5).

Перед игрой на инструменте следует сесть таким образом, чтобы локти находились не ниже, а скорее чуть выше уровня клавиатуры. Маленьким по росту ученикам надо ставить под ноги скамейку. Нужно также следить за тем, чтобы приучаться сидеть прямо, не горбясь, не облокачиваясь на спинку стула, не поднимая плечи, не прижимая локти к корпусу и не оттопыривая их.

Для того, чтобы записать музыкальное произведение, пользуются знаками, которые называются НОТАМИ.

Ноты, как и звуки, бывают разной длительности. Если, например, ровно посчитать РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и на каждый счет представить себе по одному звуку, то мы получим четыре одинаковых по длительности звука.

Каждый такой звук обозначается знаком.

Звук, длящийся два счета, пишется так:

Звук, длящийся четыре счета, — так. Эти знаки имеют соответствующее название:

— ЧЕТВЕРТНАЯ НОТА.

—ПОЛОВИННАЯ НОТА.

— ЦЕЛАЯ НОТА

В музыке существуют более мелкие, чем четверть, длительности. Одна ЧЕТВЕРТЬ равна двум ВОСЬМЫМ НОТАМ: =

Если равномерно просчитать до четырех и на каждый счет представить себе по два равномерных звука, то мы получим восемь одинаковых по длительности звуков—восемь ВОСЬМЫХ НОТ.

ПАУЗА—перерыв в звучании, знак молчания. Паузы, как и ноты, имеют разную длительность:

Упражнение. Определить (просчитать или прохлопать в ладони),какими нотами (длительностями) написаны находящиеся выше упражнения.

Для обозначения высоты звука пользуются нотоносцем, состоящим из пяти линеек:

Нижняя линейка считается первой, а верхняя — пятой. Ноты пишутся на линейках и между линейками, а также на верхних добавочных и на нижних:

Чтобы записать большее количество разных по высоте звуков, пользуются двумя нотоносцами, соединенными чертой:

На верхнем нотоносце, как правило, ставится скрипичный ключ (ключ соль), на нижнем - басовый (ключ фа).

Источники:
http://music-education.ru, http://myfortepiano.ru, http://propianino.ru, http://andreyshuvalov.ru, В помощь освоению расположения нот на нотном стане, http://www.7not.ru/piano/