Н А В И Г А Ц И Я

ПОПУЛЯРНОЕ

Русские пианино

Piano - это виджет для рабочего стола, который, по ... Далее

Простейшие мелодии на пианино

24 сентября 2012 Мои знакомые мамы часто спрашивают у меня, ... Далее

Петь и играть на пианино

Люди, вроде Рея Чарльза, Элтона Джона и Билли Джоела могут мастерски ... Далее

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

«Ф. Шопен Марш На Пианино» 1 песня слушать ...

Техника перевозки пианино Объявления Едва стихли аплодисменты  после ...

Обучение игре на пианиноназвания пальцев http://freevideouroki.ru/pianino-fortepianoисточник (самоучитель игры ...

Главная » Виды пианино

Гаммы на пианино

Гаммы на пианино

Гаммы и арпеджио для фортепиано - Н. Ширинская

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся-пианист сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений.

Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обучения с мажорных гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в октаву и в противоположном движении от одного звука). Представленные подготовительные упражнения позволяют совершенствовать исполнение legato, добиваться с выравнивания» кончиков пальцев (№ 1—3), работать над подкладыванием первого пальца (№ 4, 5). Одновременно или месяцем позже можно приступить к освоению коротких арпеджио трезвучий (№ 6 — 9), а через полгода—хроматической гаммы от звука до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противоположном).

После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких арпеджио мажорных трезвучий желательно приступить (на третьем году обучения) к игре минорных гамм и коротких арпеджио минорных трезвучий. При этом весьма полезными окажутся подготовительные упражнения (№ 1—9) в соответствующих тональностях. На четвертом году обучения можно приступать к работе над длинными арпеджио трезвучий, элементы которых даны в подготовительных упражнениях (№ 10—15). Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в объеме двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав. Очередной задачей станет исполнение гамм в прямом и противоположном (смешанном) движении, а также длинных арпеджио мажорных и минорных трезвучий.

Желательно на четвертом или пятом году обучения приступить к работе над гаммами в терцию, дециму и сексту; длинными арпеджио трезвучий с обращениями; короткими и длинными арпеджио уменьшенных септаккордов и доминантсептаккордов; затем начать освоение ломаных арпеджио трезвучий и септаккордов.

При таком последовательном изучении гамм и арпеджио (примерно на восьмом году обучения) ученик сможет перейти к более сложным техническим задачам — одиннадцати видам арпеджио (аккордам) от одного звука и гаммам двойными терциями. Подготовительные упражнения к гаммам двойными терциями (№ 16—18) рекомендуется играть восходящими диатоническими или транспонирующими секвенциями для совершенствования legato и синхронности звучания каждой пары терций. В этом отношении для исполнения гамм представляется наиболее удобным вариант аппликатуры П. Пабста.

Предлагаемая систематизация гамм и арпеджио основана на обобщении опыта работы фортепианного отдела Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Я. ШИРИНСКАЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ

МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ

МАЖОРНЫЕ, МИНОРНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ

Зачем играть гаммы

Немного поговорим о гаммах. А внизу страницы вы найдете ссылки, по которым можно гаммы скачать .

Наверное, у многих людей слово гамма вызывает не самые приятные ощущения. Интересно, почему?

Причины для этого могут быть самые разнообразные: кто- то, учась в музыкальной школе, разучивал специальные гаммы для фортепиано. кто- то слышал об этом от друзей и знакомых, а кому- то это слово просто пришлось не по душе. Как же быть, если хочется сразу играть сонаты и прелюдии, а приходится разучивать гаммы?

Ответ прост! Нужно срочно разобраться и понять, зачем их играть. Многие скажут: Да и без этих гамм можно прекрасно обойтись!. Да, можно. Но стоит ли усложнять себе задачу, обучаясь игре на фортепиано?

Все знают: для того, чтобы достичь чего- то большего, нужно начинать с наименьшего. Так вот, гаммы – это отличная тренировка пальцев и рук, когда нарабатывается и оттачивается техника игры на фортепиано, ровность, четкая последовательность пальцев, их беглость. Разучивая гаммы, вы овладеваете основными формулами игры на фортепиано. Такая своеобразная музыкальная таблица умножения.

Самое важное в освоении гамм – ежедневные тренировки. Не спешите играть сразу двумя руками. Попробуйте вначале каждой рукой отдельно, потом пробуйте соединить. Не забывайте про пальцы. Ведь если нажать клавишу не тем пальцем, которого требует гамма, то играя дальше, вы собьетесь, пытаясь подобрать нужный палец, и тем самым потеряете ритм.

Если вдруг у вас дома не оказалось таких нот, не спешите расстраиваться и бежать их покупать. На нашем сайте вы без труда можете скачать гаммы для фортепиано и постепенно оттачивать свое мастерство.

Как только освоили прямые гаммы. переходите к более сложным упражнениям – расходящимся гаммам. То есть играете двумя руками одни и те же ноты, но ноты уходят в разные тональности.

Если тренироваться каждый день, то будьте уверенны, что ваши пальцы не будут путаться в нотах, и вы без труда освоите и сонаты в быстром темпе и прелюдии. А кроме того, гаммы развивают слух и чувство ритма. Не правда ли, это неплохой бонус за ваши труды и старания?

Гаммы можно скачать на этом сайте

Метод разучивания гамм

Опубликовано glip в Сб, 23/01/2010 - 17:51

Перевод статьи австралийского преподавателя Ричарда Канта "METHOD OF PRACTISING SCALES". В статье рассмотрен метод разучивания различных гамм, арпеджио. Метод предполагает поэтапное и планомерное разучивание различных навыков необходимых для игры гамм, которые с течением времени приводят к мастерской технике игры гамм.

Таблицы гамм, аккордов и арпеджио (с расстановкой пальцев) из учебника А. Николаева "Школа игры на фортепиано" в формате PDF можно скачать тут. а весь учебник целиком тут .

Метод разучивания гамм

Худшее, что можно придумать, это гонять гаммы снова и снова (двумя руками) и в это время думать об отдыхе на Карибах. Наилучший способ - это иметь четкую цель во время занятия гаммами и использовать различные приемы, для того чтобы достичь эту цель.

Можно применять метод "кипящей воды". Для того чтобы закипятить воду нужно держать ее на огне пока она не закипит. Если же выключить огонь раньше времени, то вода не закипит. Никогда! Если необходимо закипятить очень много воды, то чтобы сделать это быстрее, нужно разлить ее по нескольким кастрюлям и греть их все одновременно. Поэтому планируйте свои занятия (всего, не только гамм) так, чтобы достичь цель в течение одного подхода к инструменту, скажем за 10 минут. Вы не выучите все 24 гаммы (или все произведение) за такой короткий подход, но вы полностью овладеете одним из навыков для игры гамм (или такта произведения). Затем, удостоверитесь в том, что у вас есть Генеральный план, построенный таким образом, что, складываясь из маленьких целей, он в результате приходит к достижению Большой цели. Это требует очень хорошего планирования, много дисциплины и занятий изо дня в день. Один месяц таких дисциплинированных занятий приведет к впечатляющим результатам.

Так вот о гаммах, я не верю в гаммы как упражнения для наработки техники, но считаю, что их нужно знать. Далее следует описание шагов, в том порядке, в котором я их применяю и обучаю им (с течением времени, в сумме, они приводят к великим достижениям). Начнем с 12 мажорных гамм:

1. Одним пальцем, одну октаву, отдельно каждой рукой. Сыграть гамму и произносить в слух название играемой ноты. Еще раз сыграть гамму, но на этот раз произносить вслух название интервала между соседними нотами (т. е. для мажора: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон ИЛИ большая секунда - большая секунда - малая секунда - большая секунда - большая секунда - большая секунда - малая секунда). Цель: выучить названия нот гаммы, называть черные и белые клавиши как диез/бемоль (например, в гамме соль-бемоль мажор, белая клавиша, которую мы обычно называем Си, на самом деле называется До бемоль).

Для начала, изучайте одну гамму в день (или даже неделю). Не переходите к следующей пока не почувствуете себя абсолютно комфортно. Это займет всего лишь пару минут. Скоро вы станете мастером одной гаммы (постоянное повторение и гарантированный метод изучения, но который никто не хочет делать, все хотят научиться быстро с помощью магии). Затем переходите к следующей гамме. Нужно выучить все 12 мажорных гамм (пока учите ноты) в течение 2 - 3 недель (в большинстве случаев - люди овладевают этим всем за один день). После того как овладели всеми 12 мажорными гаммами, вы должны быть способны проиграть их все за 2 - 3 минуты.

Если вы торопитесь, разучите все 12 мажорных гамм за один день за 12 подходов по 2 - 3 минуты каждый. После того как закончите свои 2 - 3 минуты на каждую гамму, забудьте о них до следующего дня. Не пытайтесь, пока что, искать взаимосвязь между гаммами - это замедлит процесс обучения. В процессе занятий концентрируйтесь только на одной гамме. Поверьте мне, в конце концов, вы придете к тому, что сможете уловить взаимосвязь, о которой так мечтаете.

Как только вы ознакомились с 12 мажорными гаммами на одной октаве (пока учите ноты и интервалы), переходите к игре гамм с помощью всех пальцев на две октавы, каждой рукой отдельно. Опять же, занимайтесь этим пока не овладеете абсолютно. Теперь вам не нужно повторять предыдущие упражнения, так как новые упражнения полностью их повторяют.

2. Всеми пальцами, две октавы, отдельно каждой рукой: практиковать одну гамму за один подход (который не должен длиться больше чем 2 - 3 минуты). Цель: выучить и навсегда запомнить расстановку пальцев, закрепить знание нот (но к этому времени вы должны уже знать их даже задом наперед). Овладение специальным движением, а именно, движением которое позволит играть гамы на медленной/средней скорости связно (легато) - подкладывание пальца. Лучшая гамма для начала это Cи мажор, так как вы этой гамме положение пальцев соответствует естественному. На этом этапе играйте гаммы в следующей последовательности: Си мажор, Ре бемоль мажор, Соль бемоль мажор (гаммы и расстановка пальцев одинаковы, нужно только менять ноты белых клавиш), далее следуйте по квинтовому кругу в обоих направлениях (соль - фа/ре - си бемоль/ля - ми бемоль/ми - ля бемоль). Как и ранее, изучайте одну гамму за один подход, со временем вы получите достаточно навыков для того, чтобы сыграть их все за один подход в течение 2 - 3 минут.

3. Далее следует овладеть способом игры гамм с большой скоростью. Теперь нужно перекладывать большой палец сверху (или сдвигать руку в сторону). Необходимо все еще тренировать каждую руку отдельно (это намного важнее чем тренировка сразу двумя руками по нескольким причинам). Теперь играйте группы нот гаммы кластерами (аккордами), играйте их вместе (как аккорд) пальцами 123, затем смещая руку в бок, играя (как аккорд) пальцами 1234. Проделайте это упражнение в пределах одной октавы, затем в пределах двух, трех и четырех октав. Это значительно улучшит зрительное восприятие периодичности гаммы на клавиатуре. Это также даст возможность понять, почему играть гаммы быстро сложно: пальцы 123 и 1234 могут играть как угодно быстро (что может быть быстрее, чем извлечение нот одновременно?). Переход с 3-го на 1-й и с 4-го на 1-й пальцы вот ограничители скорость игры. Поэтому необходимо отдельно поупражняться над этими сдвигающими движениями. Главные проблемы, с которыми придется столкнуться, это скорость и точность, но вам никогда не удастся играть эти переходы так же быстро как 123 и 1234. Только эти переходы ограничивают скорость игры любой гаммы. После это необходимо будет замедлить игру последовательностей 123 и 1234 настолько, чтобы скорость игры совпала со скорость перехода 3 - 1 и 4 - 1, для того чтобы гамма звучала ровно. На данном этапе, целями является визуальное восприятие повторяющегося рисунка любой гаммы на клавиатуре, изучение сдвигающего движения и привыкание к нему, а также точное позиционирование руки/пальцев. Этот этап очень сильно отличается от предыдущего, где подкладывание большого пальца инстинктивно подталкивает использовать движение пальцев вместо движения руки для перехода в нужную позицию.

Необходимо продолжать работать над шагами 2 и 3 одновременно.

4. Еще раз повторите пункт 3, но в этот раз "отделите" большой палец. То есть, необходимо играть: 1 (отдельно) 23 (как аккорд) 1 (отдельно) 234 (как аккорд). Это можно сделать двумя способами (и нужно потренировать оба): сдвигая руку в бок (большой палец ложится сверху) и подкладывание большого пальца снизу. Внимательно понаблюдайте за каждым из этих движений, для того чтобы овладеть ими полностью. Вы увидите/услышите/почувствуете, почему невозможно сыграть гаммы быстро, используя подкладывание пальца. Также вы увидите/услышите/почувствуете, почему подкладывание пальца необходимо для медленной и связной (легато) игры гамм.

5. На данном этапе вы уже знаете названия нот, расстановку пальцев, движения и умеете визуально определять расположение любой из 12 мажорных гамм на клавиатуре. Следует еще раз вернуться назад, и научится хорошо играть гаммы (отдельно каждой рукой) в пределах четырех октав. Играйте их медленно с легато и быстро, применяя правильные движения руки. Время от времени возвращайтесь к шагам 3 и 4, для того чтобы напомнить себе каким должно быть правильное движение. Проигрывание всех 12 мажорных гамм должно легко укладывать в 2 - 3 минуты. Если нет, то поставьте себе это за цель. Не торопитесь, намного важнее полностью овладеть одной гаммой чем, уметь играть все из них небрежно. Так же нужно помнить, что упражнения можно распределить в течение дня на подходы по 2 - 3 минуты. Провести целый час за игрой гамм это не очень хорошая идея, гораздо лучше провести двадцать подходов по 3 минуты в течение дня (например, во время каждой рекламной паузы по телевизору сделайте один подход).

6. Теперь нужно начать делать различные вариации. В пределах четырех октав (отдельно каждой рукой) сыграйте гаммы изменяя скорость игры (быстро-медленно и медленно-быстро), изменяя акценты (каждый раз акцентируйте разные ноты: каждую 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю), изменяя артикуляцию (стакатто, легато, нон-легато), изменяя динамику, и возможно самое интересное, изменяя певучесть: создайте мелодическую линию на основе гаммы, путем акцентирования определенных нот. Нужно научиться четко выделять мелодию, ноты не участвующие в мелодии должны служить аккомпанементом/фоном.

7. Упражняясь каждой рукой отдельно, сыграйте каждую мажорную гамму, начиная с разных нот гаммы (но, не меняя расстановку пальцев, т. е. играя До-мажор с ноты Ре, начинайте с пальца 2, затем начиная с ноты Ми - с пальца 3 и т. д.). Это практика игры семи тональностей.

8. И, наконец, (отдельно каждой рукой), проиграйте все 12 мажорных гамм в порядке квинтового круга и также в хроматическом порядке. Вы должны уметь играть любую из 12 мажорных гамм в любом порядке. Теперь вы готовы соединить руки.

9. Соединение рук будет ужасным кошмаром из-за необходимости скоординированного движения. Самый быстрый способ справится с этим это играть небольшие группы нот гаммы двумя руками, а затем играть переходы от одной группы к другой. Это будет долгое упражнение (оно займет от 20 до 60 минут), поэтому соберитесь. Хорошая новость это то, что это необходимо проделать лишь один раз (ну может, два) для каждой гаммы. В последствии вы будете помнить игру гамм двумя руками всегда (даже если никогда больше не будете этим заниматься). Это нужно делать следующим образом (пример для одной октавы, но вам нужно проделать это для двух октав). До мажор:

  • играйте, двумя руками, правильными пальцами ноты До и Ре сто раз (так как за 1 - 2 минуты, cто раз можно сыграть только две ноты), пока это не станет легко и автоматически. Переходите к Ре и Ми, далее Ми и Фа (сложно для правой руки, легко для левой, поэтому над этой парой, возможно, придется провести больше времени). Затем Фа и Соль. Затем Соль и Ля (сложно для левой руки, просто для правой), Ля и Си и, наконец, Си и До;
  • теперь играйте по три ноты, уделяя больше времени на сложные последовательности: До Ре Ми - Ре Ми Фа - Ми Фа Соль - Соль Ля Си - Ля Си - До;
  • по четыре ноты: До Ре Ми Фа - Ре Ми Фа Соль - Ми Фа Соль Ля - Фа Соль Ля Си - Соль Ля Си До;
  • по пять нот: До Ре Ми Фа Соль - Ре Ми Фа Соль Ля - Ми Фа Соль Ля Си - Фа Соль Ля Си До;
  • по шесть нот: До Ре Ми Фа Соль Ля - Ре Ми Фа Соль Ля Си - Фа Соль Ля Си До;
  • наконец по семь нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си - Ре Ми Фа Соль Ля Си До;
  • на этом этапе вы должны идеально играть гамму двумя руками в пределах одной октавы. Примените тот же подход для двух октав. Подобную процедуру нужно провести только для двух октав, другие октавы получаться автоматически.

10. Теперь, также как при игре каждой рукой отдельно необходимо проделать те же виды вариаций, и добавить несколько новых:

  • играйте сходящиеся/расходящиеся гаммы;
  • Гаммы на пианино
  • играйте контрапункт: одна рука играет две октавы, вторая одну, но в два раза медленнее. Затем поменяйте руки;
  • играйте одну гамму (например, Соль мажор) правой рукой и другую гамму (например, Ми мажор) левой рукой. Это действительно покажет вам, насколько хорошо усвоена расстановка пальцев;
  • играйте гаммы с различными интервалами между руками: терция, секста, составная терция (tenth - 10 ступеней) (ну и так как вы все равно этим занимаетесь, почему бы не попробовать все остальные интервалы);
  • играйте гаммы перекрестив руки (правая играет в басу, левая - вверху). Поэкспериментируйте с положением рук: сначала правая над левой, затем левая над правой;
  • придумайте что-нибудь еще.

11. Теперь нужно научиться находить связь между гаммами и произведениями, которые вы играете. Определите тональность произведения и любую встречающуюся модуляцию. При игре произведения также играйте гаммы тональностей, которые вы определили.

12. Если изучаемое произведение обладает характерным ритмом, играйте гаммы в этом ритме.

13. Если произведение содержит четкий аккомпанемент в левой руке (например, вальс), сыграйте соответствующую гамму правой рукой вместо мелодии. Это не только позволит вам попрактиковать партию левой руки и игру гамм, но также и откроет глаза (уши) на то, каким образом Западная тональная музыка, построенная в отношении гамм. Это также сразу покажет, правильно ли вы играете гармонические прогрессии (если вы играете неверно, то гамма не подойдет).

14. Импровизируйте, играя стандартную прогрессию аккордов в левой руке (т. е. До - Ля - Фа - Соль - До) и гаммы правой рукой с разным ритмическим рисунком. Разрешается повторять ноты, но они обязательно должны идти в порядке гаммы (нельзя пропускать ноты или перепрыгивать). Начните с любого ритма, а по мере совершенствования вы сможете свободно импровизировать в нем.

15. Проделайте все те же шаги для 12 минорных гамм.

16. Параллельно с работой за инструментом, попрактикуйтесь (не более нескольких минут) в записи гамм и ключевых знаков на нотной бумаге (это также улучшит чтение с листа).

17. Всегда начинайте изучать новое произведения не за инструментом, а на бумаге, пытаясь определить гаммы и тональности, в которых оно написано.

Вы еще не устали? Помните все вышеописанное не нужно делать за один вечер, а рассчитано на два - три года занятий. Выполнить этот план это ваша долговременная цель. Разбейте план на небольшие кусочки и включите их в ежедневные занятия, в течение пары лет все будет изучено. Регулярность занятий это самое главное.

И, наконец, арпеджио нужно практиковать таким же способом.

Попробуйте изучить другие гаммы (пентатонические, хексатонические (расстояние между ступенями 1 тон), хроматические, блюзовые и т. д.).

Играем гаммы на пианино

С чего начинать играть гаммы?

Каким бы скучным ни было занятие – проигрывание гамм, без этого – никуда. Гаммы – это развитие моторики и беглости пальцев, постановка руки, выработка идеального звука и нужного звуковедения. А если вы играете гаммы на пианино двумя руками, то развиваете синхронность, внимание и координацию.

Чтобы на данном этапе не загружать вас лишней информацией, поиграем только одну гамму – до мажор. На одном из прошлых уроков я объясняла вам, что такое тональность до мажор. Кто подзабыл или не читал тот урок, напомню: до мажорная гамма – это звукоряд с тоникой ДО. А гамма – это не что иное, как звукоряд в тональности. До мажор – самая любимая тональность у всех начинающих. Почему? Потому что играется она только на белых клавишах.

Аппликатура для гаммы до мажор

Начать можно с любой руки. Поиграйте по одной – сначала левой, потом правой. Или наоборот.  Кстати, если вы забыли нумерацию пальцев (правильно – аппликатуру), то можете вернуться в тот урок. где это объяснялось, но я повторю. Большой палец – первый, указательный – второй, средний – третий, безымянный – четвертый и мизинец – пятый.

Левой рукой играем гамму с пятого пальца, а правой – с первого.

Не нужно сразу пытаться сыграть гамму на пианино двумя руками – это сложно. Поэтому доведите до автоматизма каждую руку, а потом уже соединяйте. Играйте медленно, торопиться не нужно. Кисть руки должна быть слегка приподнятой, закруглённой. Клавиш касаемся кончиком подушечки тем местом, где выступает верхушка ногтя. Кстати, обучение игре на пианино и длинные ногти – вещи несовместимые, увы.

Так играют гаммы левой рукой:

Уроки фортепиано

и клавиатуре фортепиано предлагаем программу "Однорукий пианист ",

присланную Сергеем Антонюком.

Не вдаваясь в теоретические подробности (думаю, в разделе "Теория" хватит учебного материала), будем пробовать свои силы в игре на фортепиано. Если хотите, на синтезаторе. А если синтезатор подключен к компьютеру. Так это же вообще замечательный помощник в обучении! Современные синтезаторы имеют динамическую клавиатуру (то есть звучание ноты зависит от силы удара по клавише). Все дальнейшие возможности мы будем проходить постепенно.

Пение по слуху.

Подбирание мелодий.

Транспонирование.

Клавиатура и название звуков.

Ноты.

При игре следует обращать внимание на посадку, не горбиться, не напрягать руки, спину и тело. Представьте, что в руках (кисти рук) Вы держите яблочко.

Для общего знакомства с фортепиано (синтезатором) давайте сыграем гамму До-мажор. Соблюдайте аппликатуру (расстановка пальцев). Аппликатура указана цифрами над нотами. Старайтесь играть ровно. Играем пока только правой рукой.

Цифры над нотами (повторяюсь) аппликатура. 1 - большой палец, 2 - указательный, 3 - средний, 4 - безымянный, 5 - мизинец. Для общего представления послушаем . После достижения первых успехов (на Ваше усмотрение), попробуйте сыграть наоборот, начиная с мизинца. Если Вы захотите в дальнейшем играть гамму не в одну октаву, а болеее, то надо изменить немного аппликатуру, то есть заменить 5-ый палец на первый и продолжить далее.

В мое время, когда я учился музыке, категорично было запрещено играть на слух. Это считалось "халтурой" (похвастаюсь, я был первый халтурщик). Теперь же обстоятельства изменились. Всячески поощряется игра на слух. Давайте немного займемся этим. Вот послушайте и попробуйте сыграть, не видя нот. Подскажу, что начинается "Кошкин дом" с ноты соль. Вы же помните "розовое" детство: "Динь-дон, динь-дон. Загорелся кошкин дом". Попробуйте пропеть вначале, чтобы в голове сложились звуки. Для закрепления даю еще два звуковых примера. Пример 1 (как кукушка кукует?); пример 2 (в лесу, заблудившись, что кричат?!). Пожалуйста, не сетуйте на "детскость" заданий. Если бы Вам в первом классе дали решить квадратное уравнение, думаю, Вам бы не понравилось. Так же и здесь. Нау читесь - пожалуйста, будем играть во "взрослость".

Примеры построены на отдельных легкозапоминающихся мелодических интонациях. Далее попробуйте спеть этот пример от какой-либо другой ноты и подберите от этой же ноты на фортепиано. Не надо избегать появления черных клавиш, например, при транспонировании. Что такое транспонирование мы будем проходить на уроках "Теории". Скажу только своими словами, что это "сдвиг" всех нот на определенную высоту вверх или вниз. Попытайтесь понять это, попробовав на клавиатуре ф-но. Поймите, что для правильного подбора мелодии требуется употребление как белых, так и черных клавиш. Это способствует более быстрому освоению клавиатуры и более свободной ориентации на ней.

Я Вам дам сейчас еще три небольших песенки. Слушайте и старайтесь сыграть также, можете смотреть на ноты, для более близкого с ними знакомства.

Как под горкой, под горой

Как под горкой, под горой

Прыгал заинька косой

Над нотами проставлена аппликатура (нумерация пальцев) правой руки, под нотами - левой. Чтобы прослушать упражнение, щелкните мышкой по нужному рисунку.

Эти более сложные примеры разучиваются по тому же принципу. Сначала запомните слова, а потом спойте мелодию с текстом. Если появляются трудности, то разделите мелодию на фразы и пойте по частям.

Песня складывается из отдельных звуков. Каждая из них имеет свое название. В музыке существует семь основных наименовании звуков, разных по высоте: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Расстояние между двумя звуками называется >ИНТЕРВАЛОМ. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое наименование, называется ОКТАВОЙ.

Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава имеет свое название. Октава, находящаяся посередине клавиатуры, называется ПЕРВОЙ ОКТАВОЙ. Вправо от нее находятся: ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ (неполная) ОКТАВЫ. Влево от первой октавы расположены: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА и СУБКОНТРОКТАВА (неполная).

В процессе работы над первыми музыкальными примерами надо постоянно знакомиться с названием звуков и их расположением на клавиатуре, о различной длительности звуков.

На этих образцах, так же как и на последующих пьесах и этюдах, необходимо добиваться мягкого и глубокого звука. Важнейшим условием для развития правильных игровых навыков являются плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании ее на клавиатуру и, что не менее важно, при ее подъеме, собранные, нерастопыренные пальцы и отсутствие напряжения в мышцах кисти и ладони. Палец, нажимающий клавишу, должен быть несколько закруглен и касаться ее «подушечкой».

Овладение правильными и естественными игровыми навыками — процесс длительный и сложный, требующий терпения и большой сосредоточенности. Однако при всей важности и сложности этого момента на следует его выдвигать на первый план ни в начале обучения, ни на последующих этапах.

Правильность игровых движений проверяется прежде всего звуковым результатом: ученик должен вслушиваться в то, что у него получается, играть осмысленно и выразительно. Поэтому неправильно поступают те педагоги, которые во время игры учащегося «подсказывают» ему: «подними палец! освободи кисть!» и т. д. Следует анализировать игру с точки зрения ее художественности и попытаться понять, в силу каких причин в его исполнении «вылезла» или не прозвучала та или иная нота.

Первые и часть последующих примеров целесообразно исполнять не связно (non legato ), играя их одним пальцем (лучше всего средним) и постепенно переходя к использованию других пальцев. Нумерация пальцев: большой—первый (обозначаемый в нотах цифрой 1), указательный—второй (2), средний—третий (3), безымянный—четвертый (4), мизинец—пятый (5).

Перед игрой на инструменте следует сесть таким образом, чтобы локти находились не ниже, а скорее чуть выше уровня клавиатуры. Маленьким по росту ученикам надо ставить под ноги скамейку. Нужно также следить за тем, чтобы приучаться сидеть прямо, не горбясь, не облокачиваясь на спинку стула, не поднимая плечи, не прижимая локти к корпусу и не оттопыривая их.

Для того, чтобы записать музыкальное произведение, пользуются знаками, которые называются НОТАМИ.

Ноты, как и звуки, бывают разной длительности. Если, например, ровно посчитать РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и на каждый счет представить себе по одному звуку, то мы получим четыре одинаковых по длительности звука.

Каждый такой звук обозначается знаком.

Звук, длящийся два счета, пишется так:

Звук, длящийся четыре счета, — так. Эти знаки имеют соответствующее название:

— ЧЕТВЕРТНАЯ НОТА.

—ПОЛОВИННАЯ НОТА.

— ЦЕЛАЯ НОТА

В музыке существуют более мелкие, чем четверть, длительности. Одна ЧЕТВЕРТЬ равна двум ВОСЬМЫМ НОТАМ: =

Если равномерно просчитать до четырех и на каждый счет представить себе по два равномерных звука, то мы получим восемь одинаковых по длительности звуков—восемь ВОСЬМЫХ НОТ.

ПАУЗА—перерыв в звучании, знак молчания. Паузы, как и ноты, имеют разную длительность:

Упражнение. Определить (просчитать или прохлопать в ладони),какими нотами (длительностями) написаны находящиеся выше упражнения.

Для обозначения высоты звука пользуются нотоносцем, состоящим из пяти линеек:

Нижняя линейка считается первой, а верхняя — пятой. Ноты пишутся на линейках и между линейками, а также на верхних добавочных и на нижних:

Чтобы записать большее количество разных по высоте звуков, пользуются двумя нотоносцами, соединенными чертой:

На верхнем нотоносце, как правило, ставится скрипичный ключ (ключ соль), на нижнем - басовый (ключ фа).

Источники:
http://ale07.ru, http://myfortepiano.ru, http://stridepiano.com.ua, http://propianino.ru, В помощь освоению расположения нот на нотном стане, http://www.7not.ru/piano/